USD 73.98₽
EUR 80.54₽

У первых шлюзов Беломорканала, или история главного достижения первой пятилетки

На северном берегу Онежского озера - там, где в него впадает река Повенчанка, - расположен поселок городского типа Повенец. Автодорога А-119 проходит прямо по его центру. Отсюда начинается Беломорско-Балтийский канал, построенный силами заключенных ГУЛАГа.

По поводу происхождения названия «Повенец» (карельское Poventsa) единого мнения не существует. Одни языковеды считают, что в основе лежит корень vien, vieno, что означает «тихий, спокойный». Другие уверены в том, что слово состоит из приставки «по» и корня «венец» («верх, край горы») и говорит о том, что это место находится на краю возвышенности. Но сегодня в Повенце нет абсолютно никаких намеков на более-менее значительные холмы. Хотя, возможно, раньше ландшафт был совсем другой.

А те, кто далек от лингвистики, но знаком с историей Повенца, усматривают схожесть с украинским словом «повінь» - «наводнение» и считают название символичным. Ведь во время Великой Отечественной войны, в декабре 1941 года, красноармейцы при отступлении взорвали плотину водохранилища, в результате чего Повенец был смыт с лица земли, а после завершения войны - отстроен заново.

История Повенца уходит на несколько веков назад. В начале XV века земли вокруг реки Повенчанки были в собственности Ивана Водникова, а во второй половине XV века его потомки продали земли во владение Вяжицкому монастырю. Это известно благодаря «Купчей Вяжицкого монастыря» (1465 год), в которой и встречается первое письменное упоминание Повенца: «Се купи игумен Варламъ святаго Николы и все старцы вяжитцкие у Мартемьяна Родионова у Водникова половину в Повенцы отчину его, землю и воду, и пожни, и полешеи лес, и ловища повенецкие, где ни буди, все без вывета…». В соответствии с информацией из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», спустя еще 30 лет «здесь было значительное селение Повенцы, с соляными амбарами и сольницами торговых людей». В XV-XVII веках через Повенец проходила «тропа богомольцев» к Соловецкому монастырю, в это же время здесь активно развивались торговые промыслы, в результате чего населенный пункт превратился в довольно крупную торговую слободу и получил название «Повенецкий рядок».

В 1600 году в Повенце была возведена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла, впоследствии существенно перестроенная и расширенная. В ряде источников можно найти историю о том, как в 1703 году в ней побывал Петр I. На обратном пути из Соловецкого монастыря ему пришлось вернуться в Поневец из-за сильной бури, поднявшейся на Онежском озере. Отслужив в церкви молебен, царь увидел, что буря утихла и можно продолжить путь. К сожалению, построенные здесь в прошлые века старинные церкви не сохранились.

В 1702 году от пристани Нюхча на Белом море до Онежского озера была проложена «Осударева дорога» (водно-волоковый путь, по которому перетаскивали военные суда), конечным пунктом которой стал Повенец. А в 1703 году Петром I здесь был основан чугунолитейный завод, работавший на местной руде и просуществовавший вплоть до 1736 года. Далее история Повенца шла по синусоиде: он то получал статус уездного города, то лишался его. С 1927 по 1930 год был административным центром Повенецкого района. А в 1931 году, благодаря своему выгодному положению, этот населенный пункт вновь обрел шанс на возрождение. Причем жизнь в него вдохнул Беломорско-Балтийский канал, который, в свою очередь, унес огромное число человеческих жизней.

Беломорканал (до 1961 - Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) был построен в рекордно короткий срок - за 1 год и 9 месяцев (в период 1931-1933 годов) - и открыт в начале августа 1933 года. Гордость первой пятилетки, он включал 19 шлюзов, 15 плотин, 51 дамбу, 12 водоспусков и 36 искусственных каналов. Его общая протяженность составила 227 километров, из которых менее 20% проходит по искусственно созданным путям, а вся остальная часть - по рекам и озерам. Всю трассу Беломорско-Балтийского канала можно разделить на Южный склон (7 шлюзов), водораздельный канал и Северный склон (12 шлюзов). В Повенце начинается Южный склон, 7 гидроузлов которого (шлюзы и связанные с ними плотины, дамбы, водоспуски) образуют так называемую Повенчанскую лестницу с общим перепадом высот около 70 метров.

Идея создания судоходного канала, который соединил бы Белое море с Онежским озером,  зародилась задолго до ее реализации. Выше мы уже упомянули про проходившую через Поневец «Осудареву дорогу», сухопутная часть которой представляла собой 6-метровую просеку с настилом из бревен. В XIX веке было разработано несколько проектов  канала, которые правительство рассмотрело, но так и не реализовало. Причем профессор Всеволод Тимонов за свой вариант проекта в 1900 году даже получил золотую медаль Парижской выставки. Но решение о строительстве канала было принято лишь в 1930 году - уже советским правительством. В соответствии с личным указанием Сталина, этот водный путь должен был быть построен за 20 месяцев без значительных затрат. В итоге строительство канала преимущественно велось руками заключенных ГУЛАГа, которых, по информации из разных источников, в ходе работ погибло от 50 до 200 тысяч человек.

Идею использования дешевой рабочей силы заключенных приписывают Нафталию Френкелю - одному из руководителей ГУЛАГа. Постановление СНК СССР «Об использовании труда уголовно заключенных» вышло в 1929 году, но при строительстве Беломорканала использовался труд не только уголовников, но и несправедливо осужденных «врагов народа». Не смотря на то что окончательный проект Беломорканала был утвержден лишь в феврале 1932 года, к строительству приступили еще в конце 1931-го, так что Беломорско-Балтийский канал стал первой великой стройкой заключенных.

Подразделение ГУЛАГа на канале называлось «Белбалтлаг» (Беломорско-Балтийский исправительно-трудовой лагерь), а работавших на стройке канала заключенных именовали «каналоармейцами». Жили они в ужасных условиях, в бараках и палатках. Замерзали и умирали прямо во время работы. Чем хуже работали, тем меньше был паек. В соответствии с утвержденным в 1932 году положением, начальникам ГУЛАГа разрешалось увеличивать срок заключения в лагерях лицам, нарушающим установленный порядок и дисциплину. Сложнейшие сооружения канала возводились вручную, с помощью лопат, топоров и кирок, из дешевых местных строительных материалов (дерева, грунта, камня). Шлюзы специально были спроектированы так, чтобы минимизировать применение бетона (сейчас конструкции заменены на бетонные).

Во что оценивались человеческие жизни на Беломорканале, видно из описаний Александра Солженицына: «После конца рабочего дня на трассе остаются трупы. Снег запорашивает их лица. Кто-то скорчился под опрокинутой тачкой, спрятал руки в рукава и так замерз. Кто-то застыл с головой, вобранной в колени. Там замерзли двое, прислонясь друг к другу спинами. Это -  крестьянские ребята, лучшие работники, каких только можно представить. Их посылают на канал сразу десятками тысяч, да стараются, чтоб на один лагпункт никто не попал со своим батькой, разлучают. И сразу дают им такую норму на гальках и валунах, которую и летом не выполнишь. Никто не может их научить, предупредить, они по-деревенски отдают все силы, быстро слабеют - и вот замерзают, обнявшись по двое. Ночью едут сани и собирают их. Возчики бросают трупы на сани с деревянным стуком. А летом от неприбранных вовремя трупов - уже кости, они вместе с галькой попадают в бетономешалку. Так попали они в бетон последнего шлюза у города Беломорска и навсегда сохранятся там».

Трасса А-119, идущая из Пудожа в Медвежьегорск, пересекает Беломорско-Балтийский канал около шлюза № 2. Отсюда видна и стоящая на берегу канала современная шатровая церковь, выполненная из дерева и бетона. Информационная табличка перед входом гласит: «Храм святителя Николая построен в 2004 году в память строителей Беломорско-Балтийского канала на средства работников «Совета по туризму Санкт-Петербурга» и семьи Никифоровых». Рядом установлен памятник святителю Николаю Чудотворцу. Архитекторы Шаповалова Е.Ф. и Харченко О.А. придумали довольно необычный облик для этого храма. Он напоминает замковую сторожевую башню с узкими окнами-бойницами и перекликается с глухими бетонными стенами шлюзов канала. А деревянная колокольня ассоциируется с лагерной вышкой.

Внутри храма светло и просторно. Слева от входа, на стене за арочным проемом, висят несколько памятных табличек. Одна из них - памяти главного инициатора создания этого храма, Валерия Ивановича Никифорова (умер в 2008 году), президента «Совета по туризму и экскурсиям Санкт-Петербурга». Именно в Повенце прошло детство Валерия Ивановича, а его отец работал лоцманом на Беломорканале. Рядом - табличка, посвященная его матери, Никифоровой Марии Федоровне. А на другой стене - еще несколько табличек, из надписи на одной из которых мы узнаем, что последний повенецкий священник протоирей Иван Максимович Максимов был расстрелян 11 февраля 1938 года в Сандормохе. На мемориальном кладбище Сандормох расположено около трех сотен расстрельных ям с жертвами сталинских репрессий 1937-1938 годов. В основном там захоронены заключенные и спецпоселенцы из Белбалтлага и Соловков, а также жители соседних районов Карелии.

Помимо церкви Николая Чудотворца - покровителя моряков и путешественников - из достопримечательностей в Повенце есть музей Беломорско-Балтийского канала, памятный знак безвинно погибшим на строительстве (недалеко от шлюза № 2) и остатки доменной печи чугунолитейного завода петровских времен.

Популярные