USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Трудные испытания на туристической тропе только начинаются

Журнал «Конкуренция и рынок» февраль 2004 №1 (21) | Артур Гавриленко

Во всем мире туристическая индустрия является наиболее доходной (до 10% ВНП) и быстроразвивающейся отраслью, которая вышла на второе место в мире, уступая только ТЭК.

Почему же не видны астрономические доходы от наплыва туристов в Петербург? Сейчас, привлеченные огромнейшей «остаточной ценностью» блистательной имперской столицы России и города Петра I, Петербург посещают в год немногим более 3 000 000 иностранных туристов. Эксперты утверждают, что у 9-12 млн человек существует желание хоть три дня пожить в Петербурге, который продвигает сам нынешний Президент России.

Журнал «Конкуренция и рынок» считает важным с помощью авторитетных экспертов разобраться в дебрях петербургской туриндустрии и — если повезет — открыть дорогу к туристическому Клондайку СЗФО России.

Миф или слабая предприимчивость?

Туризм, как известно, бывает выездным, въездным и внутренним. Туристическая индустрия — сложная система, где все взаимосвязано и взаимозависимо. Выездной туризм не наша тема, но кое-что может дать и он для стимулирования выездного и внутреннего туризма СПб: связи, технологию и опыт.

Именно эксперты по международному туризму могут дать ответ на вопросы: «Почему массовый турист хочет ехать в СПб, но не едет? И что надо сделать в СПб, чтобы турист оставлял $ 300-500 за посещение дестинации, помимо питания и проживания?» Въездной туризм для Петербурга предпринимателю намного сложнее организовать как бизнес, в отличие от выездного. Именно поэтому всего 5% от общего количества турфирм СПб привлекают в Россию «туродоллары». Стимулируют ли правительство России и, в частности, губернатор и Законодательное собрание Санкт_Петербурга въездной и внутренний туризм? Раз не видно в Петербурге больших денег ($ 1,5-5 млн в год), нет бума в строительстве гостиниц, нет расцвета производства сувениров с петербургской символикой. Процветает «теневой» туристический рынок, получение российских виз и прохождение границы превращено в проблему, а работа государственных музеев в летнее время неоправданно сокращена, то есть есть все основания утверждать — спонтанное построение бизнеса по извлечению прибыли из желания иностранных туристов посетить Россию не может быть признано продуктивным и требует реконструкции.

Система «Интуриста» в советское время была единственно возможной формой извлечения «туродолларов». В рыночной экономике государству важно создать условия для прихода в индустрию туризма частных предпринимателей. Коллизии туриндустрии последних трех_пяти лет, да и подготовка, как и само празднование 300_летия СанктПетербурга, скорее, высветили проблемы и прибавили испытаний на туристической тропе.

Существующий в Петербурге административный порядок организации стимулирования въездного туризма не позволяет успешно сохранять дух свободного предпринимательства и свободу творчества, без которых невозможно предлагать свежие, оригинальные туристические услуги и в то же время пользоваться взаимной поддержкой всех участников индустрии туризма: городских властей, музейщиков, транспортников, туроператоров и широких слоев предпринимателей и экскурсоводов.

В туриндустрии необходимо следовать курсом партнерства и предприимчивости, ибо финансовый успех определяется талантом проводимого менеджмента, который, в свою очередь, увеличивает творческие достижения корпорации «Дестинация СПб».

Надо сделать Петербург привлекательным для гостей круглый год. Это не под силу только турфирмам и гостиницам. Следовательно, требуется принять стратегию по эффективному вовлечению в бизнес по обслуживанию гостей Петербурга всех, от кого зависит развитие индустрии гостеприимства. Все должны работать на процветание Петербурга.

К тем же, кто путает или неправильно понимает стратегические интересы Петербурга и создает надуманные препятствия, следует применить испытанный рыночный прием — избавить от иллюзии незаменимого монополиста и создать конкурента. Только законы повышения добросовестной конкуренции можно противопоставить и административным препонам, слабости менеджмента. Под давлением зарубежных и транснациональных туристических компаний самим маленьким туристическим фирмам, гостиницам и армии мелких предпринимателей не выстроить продуманную стратегию и программу развития въездного туризма и рекреации — ни в Петербурге, ни, тем более, в СЗФО России.

Гостеприимный Петербург — скорее миф, чем воплощение духа предпринимательства, свойственного всем мировым дестинациям.

Туризм — это упорный бизнес, а не мечты Манилова

Станет ли въездной туризм бюджетообразующей отраслью Северо-Западного региона, зависит от способности исполнительной и законодательной властей перейти от конфронтации к продуктивному сотрудничеству с предпринимателями индустрии гостеприимства и конгрессно-выставочной деятельности.

От осознания необходимости дальнейшего развития туризма пора на Северо-Западе России приступить к конкретным действиям. Примеры реальных успехов при желании можно найти в Финляндии, Швеции, Эстонии, Голландии или Англии. И пока бизнес не услышит от властей внятных слов о желании наладить продуктивное сотрудничество, устранить административные препоны и создать благоприятный инвестиционный климат для развития инфраструктуры, в приоритетнейшей отрасли — в индустрии гостеприимства Петербурга — НИЧЕГО принципиально не изменится.

Важно понять, насколько непросто выстроить продуктивную стратегию для привлечения в Петербург 10000000 гостей, которые принесут городской индустрии гостеприимства доход в размере $5 млрд в год (10% от которых поступят в городской бюджет в виде налогов). Чуда без риска не бывает. Именно поэтому властям предстоит овладеть предпринимательским мышлением и стать ближе к городским предпринимателям от индустрии гостеприимства. Каким должен быть первый шаг властей? Послушаем, что рекомендует признанный в мире эксперт по государственной политике и бизнесу Годфри Харрис:

«Почти все регионы России могут найти пути привлечения иностранных туристов, и практически все жители региона выиграют, прямо или косвенно, от туристического бизнеса. Все страны знают о доходности международного туризма.

Большие деньги означают, что туризм стал большим бизнесом. Россия, которая в течение многих лет была закрыта для внешнего мира и которая обладает гигантскими туристическими возможностями, может стать жестким конкурентом в борьбе за привлечение туристов. По сути дела, только США могут сравниться с Россией по туристическим возможностям. Однако Россия должна рассказать миру, что она имеет, и затем наилучшим образом воспользоваться имеющимся. Одновременно Россия должна научиться охранять свои туристические объекты, чтобы наслаждаться ими.

Туризм требует не просто маркетинга. Он должен стремиться сделать достопримечательности более привлекательными. Это означает сохранение и обустройство природных туристических объектов. В конечном итоге именно уникальное культурное наследие, дикая природа или красота пейзажа в первую очередь привлекает туристов. Требуются лишь понимание, план и поиск путей финансирования гарантированных и скромных затрат на туризм, а также руководство всем процессом. Есть десять этапов, необходимых для успешного развития и расширения устойчивой деятельности по международному туристическому маркетингу:

1. Определение туристического продукта.
2. Инвентаризация ресурсов.
3. Анализ рынка.
4. Налаживание международных контактов.
5. Организация работы.
6. Совершенствование внутренних ресурсов.
7. Обработка информационных источников.
8. Разработка рекламных материалов.
9. Привлечение специалистов.
10. Вхождение в рынок.

Десять миллионов туристов в Санкт-Петербурге — это реальность, но надо научиться организации работы (этап 5) «Пробная попытка» выхода на международный рынок туризма, чтобы «посмотреть, как пойдут дела», зачастую заканчивается серьезными огорчениями и не оправдавшимися надеждами. Причина этого ясна.

Анализ ситуации с организацией туристического бизнеса в Петербурге указывает: все проблемы — в менеджменте индустрии гостеприимства. Если бы пришлось давать рекомендации муниципальным властям или туркомпаниям, приступающим к организации стимулирования международного туризма с чистого листа, вероятно, я стал бы настаивать, чтобы функция стимулирования международного туризма была передана новому, самостоятельному отделу, некоммерческому субъекту или автономному ведомству. Предлагаю создание некоммерческой корпорации, учрежденной с участием широкого спектра петербургских  организаций, от администрации СПб и Ленобласти до музеев, гостиниц, турфирм, ресторанов.

Как мне представляется, многие проблемы, о которых говорят представители основных местных объектов, обслуживающих туристов, будут устранены после налаживания диалога и объединения усилий по разработке программы продвижения «Дестинации Петербурга».
Искренне желаю Петербургу процветания и демонстрации своих туристических достопримечательностей 10 миллионам туристов в год. Это достижимо, поверьте…»

Полностью статью читайте в журнале «Конкуренция и рынок» февраль 2004 №1 (21)

Популярные