USD 76,57 ₽
EUR 82,29 ₽

Всеобщая электрофикция. Когда станет выгодным покупать электромобиль?

14 февраля 2022

Рынок электромобилей развивается, и в какой-то момент машины с электроприводом вытеснят машины с привычными двигателями внутреннего сгорания, считают большинство экспертов, опрошенных порталом «Конкуренция и рынок». Так ли это на самом деле? И если это произойдёт – то как скоро? Что делают для стимуляции развития экологичного транспорта российские власти? И сколько электрокаров сегодня насчитывается в Петербурге? На эти и другие вопросы попробовал ответить Игорь Прусаков.

Автомобили с двигателями внутреннего сгорания уже максимально раскрыли свой потенциал, а пик развития электромобилей ещё очень далёк, они дешевеют и продолжают развиваться по мере технологического прогресса. По данным Международного энергетического агентства в 2021 году продажи электромобилей выросли более чем вдвое и достигли почти 7 миллионов штук (около 9% мирового автомобильного рынка). А опрошенные Bloomberg эксперты предрекают, что на долю электромобилей будет приходиться две трети всех продаж машин на мировом рынке менее чем через 20 лет.

И если в 2020 году в мире продали 3 миллиона легковых электромобилей, то к 2040-му году их продажи возрастут почти до 70 миллионов штук. Прогресс работает на электрокары: цена снижается, мощность аккумуляторов возрастает, а необходимая для эксплуатации инфраструктура неуклонно развивается. Евросоюз и Китай в лидерах по продажам аккумуляторных средств передвижения. Правительства этих стран поощряют законами и денежными субсидиями использование экологичного транспорта.

«Первоочередное преимущество электрокаров в ненужности для них привычного топлива. Электроэнергия до десяти раз дешевле, чем бензин или дизель», - говорит технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE Алексей Рузанов, - «Второй сильный аргумент, что техническое обслуживание практически не требуется. Там нет ДВС, следовательно, не нужно моторное масло, антифриз, не нужно обслуживать коробку передач и менять масло в ней. Поменял тормозную жидкость, колодки, обслужил подвеску, которую, к слову, обслуживать проще. Основные узлы, которые требуют внимания — шаровые и подшипники. Это намного меньше сервисных и ремонтных работ, чем в обычном автомобиле. Соответственно и затраты на обслуживание гораздо меньше».

Продажи автомобилей с ДВС снижаются с 2015 года, что даёт повод рассуждать о пройденном пике их популярности. Благодаря повышению спроса и удешевлению аккумуляторов, электромобили в Европе почти сравнялись по ценам с автомобилями с ДВС. В отличие от классических авто, производство электрокаров в будущем будет дешеветь благодаря техническому прогрессу и конкуренции.

Уже сейчас между компаниями наблюдается технологическая гонка по созданию ионно-литиевых батарей, а Китай и Европа соревнуются в их количественном производстве. КНР мировой лидер в производстве аккумуляторов и получает огромную выгоду от растущего спроса на блоки питания. Евросоюз расширяет производство и к 2025 году планирует самостоятельно удовлетворять внутренний спрос.

«В пользу покупки электрокара говорит и тот факт, что в рамках концепции развития электротранспорта в РФ планируется значительное увеличение «заправочных» пунктов. Уже сейчас в столице и в некоторых регионах действуют бесплатные парковки для электромобилей», - объясняет преимущества покупки электрокара директор по развитию автохолдинга «КЛЮЧАВТО» Юлия Овчинникова, - «Кроме того, владельцы электромобилей освобождены от уплаты налога на транспорт. Все это в совокупности делает привлекательным приобретение электрокара, в первую очередь, для жителя мегаполиса».

Любопытно, что лидирующие позиции на мировом рынке занимают не легковые электромобили, а аккумуляторные автобусы и двух-, трёхколесный транспорт. В 2020-м году доля продаж электрических автобусов в мире составляла почти 45% от всего электротранспорта, а к 2040 году в этом сегменте ожидается увеличение почти до 80%.

Покупателей легковых электрокаров привлекает и разнообразие. Уже сейчас приобретателю машины, работающей от электричества, есть из чего выбирать: в мире представлены более 500 моделей. А для тех, кому не по карману новый автомобиль, менеджер по работе с ключевыми клиентами в Авито Авто Давид Бабаян предлагает обратить внимание на подержанные электрокары: «Наши данные говорят, что по итогам IV квартала 2021 года продажи электрокаров с пробегом выросли почти на 160% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В IV квартале 2020 года в России реализовано 1120 единиц электромобилей с пробегом, а в IV квартале 2021 года уже 2891 штук. Среди причин роста спроса на электромобили с пробегом – их более низкая стоимость. Средняя цена самой популярной модели, оснащенной электродвигателями, Nissan Leaf, составляет 589 000 рублей. На её долю приходится почти 65% в структуре продаж электромобилей с пробегом».

Вместе с прогрессом, аккумуляторные автомобили наращивают и «выносливость». Выпущенные в 2020 году машины, в среднем могут проехать около 350 километров без подзарядки, а в 2012-м могли проехать лишь около 160 километров.

Заряжать транспортные средства тоже становится удобнее. Всего за два последних года в Китае и Европе количество станций для подзарядки выросло более чем в два раза. Экономия топлива понижает спрос на нефть и будет влиять на него в будущем.

Производители постоянно совершенствуют технологические характеристики своего товара. Недавно Mersedes представила модель с запасом хода без подзарядки более 1000 километров, устранив основной недостаток этого вида транспорта – ограниченный радиус передвижения.

Предчувствуя направление экономического ветра, в сторону электромобилей разворачиваются крупные мировые автопроизводители. Многие из них анонсируют прекращение выпуска моделей с ДВС в ближайшие 10 лет и перенастраивают свои производственные программы. Например, выпускать только электромобили к 2030 году намерена Volvo. А что же в это время происходит в России?

«Несмотря на скромные абсолютные показатели, российский рынок растёт кратно. По данным ИА «Автостат» в 2021 году в России продано 2254 новых электромобиля, что в 3 раза больше, чем годом ранее. Продажи новых электромобилей в России в 2021 году достигли 1000 штук (рост более чем в 2,5 раза) по данным Ассоциации Европейского бизнеса. Бизнес серьёзно нацелен на развитие сегмента, и инвестирует в него существенные средства», - считает генеральный директор компании ВостокЭнергоСервис Денис Преснухин, - «Отмена беспошлинного ввоза с этого года несколько смажет динамику, но заметьте, что это не смущает продавцов. В частности, Автостат прогнозирует рост количества предлагаемых моделей электромобилей в 2022 году с 16 до 26, при этом выбор моделей с ДВС, напротив, сокращается. Минпромторг РФ планирует в этом году начать серийное производство электромобилей. Стартует программа по созданию зарядной инфраструктуры для электротранспорта, благодаря которой в ближайшие годы можно будет путешествовать на электромобиле по России на дальние расстояния».

Согласно планам Правительства к 2024 году в России планируют выпустить не менее 25 тысяч электромобилей и открыть более 9 тысяч зарядных станций. Электромобили включат в программы льготного кредитования и лизинга, им разрешат свободно проезжать по платным дорогам. Производителям электротранспорта и аккумуляторов предоставят субсидии и специальные инвестиционные контракты на строительство заводов.

В 2025–2030 годы выпуск электромобилей в России должен достичь 10% от общего объёма производства транспортных средств. Чиновники рассчитывают, что формирование новой отрасли создаст десятки тысяч рабочих мест.

Планы властей масштабные и амбициозные, однако, статистические данные возвращают в неутешительную реальность. На начало 2021 года, по данным «Автостата», в России зарегистрировано всего около 11 тысяч электромобилей.

«Распространение электрокаров в России может замедлиться по нескольким причинам. Например, из 1000 действующих российских зарядных станций более 80% находятся в Москве и Санкт-Петербурге, в то время как в некоторых регионах они вообще отсутствуют», - рассказывает генеральный директор ГК АВТОDOM Андрей Ольховский, - «Концепция российского Правительства предполагает увеличение числа зарядных станций, однако позитивный эффект от этой инициативы проявит себя не сразу, поскольку разветвленная система «зарядок» потребует дополнительных вложений на отладку и эксплуатацию. Также увеличению числа электромобилей не способствует потенциальное введение повышенных ставок утильсбора на новые электрокары (в 9 раз), которое приведет к дополнительному росту цен».

Призывает не торопиться с покупкой электрокара доцент Экономического факультета РУДН и руководитель программы Экономика города Татьяна Крейденко. По её мнению под вопросом самое главное: экологичность электротранспорта. «Развитие электромобилей рассматривается как один из ключевых инструментов повышения экологичности общественного транспорта и снижения шумового загрязнения в городе. Например, у электробусов ниже вибрация, больше манёвренность в сравнении с троллейбусами, они практически беззвучны и пожаробезопасны. Экологичность транспорта оценивают по показателям выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. И здесь, безусловно, равнозначных конкурентов на всех этапах жизненного цикла для электромобилей нет, поскольку нет самих выбросов, но они присутствуют при производстве и эксплуатации. По расчётам экспертов агентства Bloomberg (февраль 2021) выбросы парниковых газов даже при производстве самих электромобилей достаточно быстро компенсируются. Но в разных странах этот период имеет различную продолжительность: если во Франции выбросы в производстве электромобилей сводятся к нулю через 25 тысяч километров пробега автомобиля, то в Китае только через 153 тысячи километров. И если в США для достижения нулевых выбросов при производстве требуется 1,5 года эксплуатации изделия, то в Китае более 6. Кроме того, исследования последних лет показали, что автомобили на электрическом двигателе не представляют угрозу для окружающей среды только в том случае, если энергию, используемую для зарядки его батареи, вырабатывает атомная электростанция. <…> Одной из проблем развития электротранспорта в России считается значительная продолжительность холодного времени года. Электробусы работают в диапазоне температур от +40 до -40С, но в сложных условиях диапазон сужается. К тому же зимой для отопления салонов приходится устанавливать обогреватели, работающие на дизельном топливе. Ими пользуются в крайних случаях, поэтому и температура в салоне электробуса может быть ниже, чем в обычных автобусах. Хотя электромобили вносят существенный вклад в развитие экологически чистых технологий, с другой стороны они же и создают несколько серьёзных проблем, например, связанных с утилизацией литий-ионных батарей, на которых работают».

Среди сложностей, с которыми сталкиваются российские владельцы авто на электричестве также высокая стоимость обслуживания из-за малой численности сервисов. А неразвитая сеть зарядных станций не позволит уехать на электрокаре далеко от мегаполиса.

«Пересаживаться на электромобили пока невыгодно», - оценивает все «за» и «против» генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев, - «В более далекой перспективе (7-10 лет) переход на электротранспорт в городах-миллионниках неизбежен, ведь до 80% вредных выбросов в атмосферу в городах производит именно автотранспорт. Власти задумались о создании соответствующей инфраструктуры, это может повлиять на рост популярности электромобилей. Но, как я уже сказал, массовым в ближайшие годы такой транспорт вряд ли станет из-за своей дороговизны».

Что касается Петербурга, то по данным агентства «Автостат» к середине 2020 года в городе было чуть более 200 электромобилей, а к началу 2022 года уже около 400. По продажам новых электрокаров в прошлом году Петербург находился на втором месте в стране. Причём петербуржцы покупают не только новые, но и подержанные машины, в 2021 году их около 40% среди всех купленных горожанами электромобилей.

«Инфраструктура в Санкт-Петербурге абсолютно не готова для массового внедрения электрокаров. Достаточное количество заправок отсутствует. Хватит ли вообще электричества в городе для содержания большого парка электромобилей? И будет ли эта зарядная инфраструктура достаточной мощности или автомобили придётся заряжать по много часов?» - задаётся вопросами вице-президент НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Дмитрий Королёв, - «Представьте хотя бы один большой многоквартирный дом с тысячами жильцов: где им всем заряжать свои автомобили? Должны быть десятки или даже сотни зарядок возле каждого дома, кинотеатра, магазина, торгового и бизнес центра. Каким образом это всё будет сделано и когда станет экономически выгодным? Это вопрос».

Больше всего в Петербурге электромобилей Nissan (модель Leaf) и Tesla. Также по городу ездят электрокары Audi, Mitsubishi, Jaguar и Porsche. В Ленинградской области тоже чаще всего встречаются Nissan Leaf и Tesla.

По данным на середину прошлого года в Санкт-Петербурге и Ленобласти работали 53 общедоступные электрозаправки, из которых 40 «быстрых» (зарядка до полутора часов) и 13 «медленных» (до восьми часов). Пользоваться ими владельцы электромобилей могут бесплатно. До 2030-го года в городе действует региональная программа, согласно которой в следующем году в Санкт-Петербурге должны работать почти 100 станций электропитания.

Игорь Прусаков

Популярные