Созданный в Китае самолёт C919 совершил первый коммерческий полёт с пассажирами на борту. Лайнер разрабатывался 14 лет и комплектуется множеством иностранных деталей.
Компания ChinaEasternAirlines28 мая отправила в первый коммерческий полёт из Шанхая в Пекин новый китайский пассажирский узкофюзеляжный самолёт C919.
Максимальная дальность полёта самого крупного пассажирского авиалайнера, спроектированного и построенного «Коммерческой авиационной корпорацией Китая» (COMAC), до 5 555 км. Конфигурация самолёта China Eastern Airlines рассчитана на 164 пассажира и предусматривает два класса размещения: бизнес и эконом.
COMAC работала над проектом C919 с 2008 года, проведя первый испытательный полёт лайнера в 2017 году. Однако затем у самолёта возникли проблемы с сертификацией и в результате сроки его поставок сорвались. Лётное разрешение удалось получить только в прошлом году.
В ближайшие пять лет COMAC намерена нарастить производство до 150 лайнеров в год. В компании заявляют, что сейчас у них уже около 1200 заказов от различных компаний на поставки C919.
Между тем, новый самолёт комплектуется множеством иностранных узлов, агрегатов и систем. Силовая установка – франко-американская CFMI Leap-1C, а большая часть бортовых систем поставляется китайскими предприятиями в конгломерате с ведущими западными компаниями.
Гондола двигателя, реверс тяги и система выхлопа – Nexcelle, шины от Michelin, шасси – Liebherr и AVIC (последняя также изготавливает планер). Системы электроснабжения, противопожарной защиты и освещения – UTAS, а кабины пилотов и авионика – Rockwell Collins. В кооперации также участвуют Thales, Honeywell, Moog, Parker и другие иностранные поставщики.
Основным активом COMAC считается огромный внутренний рынок Китая, и именно там C919 представляет собой угрозу для доминирования Airbus и Boeing. К слову, по своим характеристикам новый самолёт – прямой конкурент Airbus A320neo и Boeing 737 MAX.
Вся Азия и Китай, в частности, ключевой рынок как для Airbus, так и для Boeing. Первая компания уже заявила о намерении удвоить производственные мощности в Китае, подписав соглашение о строительстве до конца 2023 года второй линии сборки A320 на заводе в Тяньцзине. В результате Airbus сможет выпускать на этом производстве шесть лайнеров в месяц.
Игорь Прусаков
Фото: unsplash.com