USD 87,78 ₽
EUR 95,76 ₽

МРТ поможет защитить авторские права.

10 февраля 2023

Международная группа учёных предложила использовать магнитно-резонансный томограф во время судебных разбирательств. С помощью устройства можно получить точную и объективную экспертную оценку при определении принадлежности авторских прав.

Нечестные предприниматели часто имитируют уже раскрученные товары, фирменный стиль, слоганы или рекламу своих конкурентов по рынку, рассказывает издание «Хайтек».

Для определения схожести продуктов во время разбирательств суд опирается на оценку независимых экспертов или регулятора. Основная задача в спорах о нарушениях авторских прав - доказать, что оформление товара (например, дизайн) вызывает у потребителей путаницу.

В делах о товарных знаках судьи и уполномоченные органы часто расходятся во мнении насколько рассматриваемые бренды можно считать схожими, отмечают авторы исследования.

Бывает, что спорящие стороны предоставляют суду противоречащие друг другу опросы общественного мнения по поводу сходства товаров. Международная группа учёных опубликовала в журнале Science Advances исследованиев котором предлагает уйти от субъективного подхода и использовать в определении подделок сканирование мозга с помощью магнитно-резонансного томографа (МРТ).

Если человеку последовательно показать два одинаковых изображения, активность его мозга во втором случае уменьшится. Измеряя степень изменения мозговой активности при просмотре второго изображения, можно оценить насколько схожими кажутся людям два изображения.

Исследователям удалось экспериментально оценить степень изменения активности мозга при пассивном просмотре испытуемыми картинок разных брендов. При этом участников не предупреждали о целях исследования, чтобы исключить предубеждения и сложные когнитивные реакции.

Людей помещали в аппарат МРТ, а затем показывали им пары картинок с изображениями товаров и фиксировали перемены активности мозга. В результате учёные выяснили, что мозг участников неосознанно реагирует на сходство изображений. Причём эта реакция близка к нейтральному варианту опроса о схожести брендов.

Теперь у суда появился дополнительный научный инструмент, который может заменить субъективные оценки экспертов и опросы общественного мнения, используемые в настоящее время в качестве доказательства.

Исследователи отмечают, что с помощью МРТ можно рассматривались не только сходство товарных знаков, но и выявлять плагиат в музыкальных композициях или даже непредвзято определять, что считать «непристойным поведением».

Впрочем, внедрение подобных технологий в любом случае требует дополнительного обсуждения. Кроме того, необходимость окончательного решения судьи, которое будет включать множество других факторов, остаётся.

Ранее наш портал рассказывал о том, каким образом судебные эксперты в РФ оценивают речь человека и о росте в России популярности почерковедческих исследований. Тенденцию связывали с увеличением мошеннических схем.

 

Игорь Прусаков

Фото: unsplash.com

Популярные