В начале осени Минюст предложил повысить порог ответственности за цифровое пиратство. Правообладатели, наоборот, призывают ведомство ужесточить наказания. Кто прав? И можно ли полностью исключить нарушения в сфере авторских прав в Интернете? Как справиться с пиратством в цифровом мире? Разбираемся на портале – konkir.ru
В сентябре 2023 года Минюст опубликовал проект поправок в уголовный кодекс, которые повышают порог, при котором преступления в сфере нарушения авторских прав считаются совершёнными в крупном и особо крупном размере: со 100 тысяч рублей до 500 тысяч и с 1 млн рублей до 2 млн соответственно, писал «Коммерсантъ».
По мнению ряда экспертов таким образом ведомство стремится частично декриминализировать пиратство. «На наш взгляд данная мера лишь усугубит положение дел в плоскости нарушения авторских и исключительных прав,- говорит младший юрист юридической группы «Совет» Артём Рязанов. – «Озащите своих исключительных прав должны в первую очередь думать правообладатели, а не государство».
Участники рынка полагают, что бороться с цифровым пиратством нужно не послаблениями, а, наоборот, ужесточением наказания. Например, в Национальной федерации музыкальной индустрии (НФМИ) заявили, что в текущем виде статья УК РФ «О нарушении авторских прав» (ст. 146) «недоступна правообладателям для борьбы с интернет-пиратством».
НФМИ призвала выделить преступления цифровых пиратов в отдельный состав и увеличить максимальные тюремные сроки за подобные нарушения (с двух до трёх лет при крупном размере ущерба и с трёх до восьми при особо крупном), а также начать рассчитывать понесённый правообладателем ущерб «по сумме дохода от аналогичного использования объектов авторского права за полгода». Организация напомнила, что с конца 2000-х абсолютное большинство дел по статье УК РФ 146 касались только контрафакта и продукции на физических носителях, при этом за «пиратство» музыки не привлекли никого.
Против поправок Минюста выступают также Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, «АРПП "Отечественный софт"» и Некоммерческое партнёрство поставщиков программных продуктов. Эти структуры предлагают поднять порог наступления ответственности до 200 тысяч рублей и увеличить административные штрафы, обращая внимание, что резкое повышение порогов приведёт к тому, что под защитой закона на рынке останется только «3-5% дорогостоящего ПО».
«Полностью избавиться от пиратства в сфере авторских прав невозможно, но сочетание правовых, технологических и образовательных мер может значительно снизить его уровень»,- объясняет совладелец агентства элитной недвижимости WELLSIDE Михаил Климов, - «это, например, повышение образования и осведомлённости пользователей с проведением информационных кампаний. Такой подход поможет осознать значение авторских прав, а разработка и внедрение новых методов защиты контента сделает пиратство менее привлекательным. Кроме того, многие пиратские сайты используют платформы для монетизации. Если сервисы будут активно бороться с пиратством, это может сделать нелегальные источники менее прибыльными».
«Существует несколько эффективных способов борьбы с цифровым пиратством,- перечисляет младший юрист юридической группы «Совет» Артём Рязанов. – Во-первых, предъявление требований о нарушении интеллектуальных прав к информационным посредникам. При обнаружении использования нелицензионного контента в сети «Интернет», правообладатель может обратиться к информационным посредникам с требованием об удалении такого контента из сети. К ним относятся интернет-провайдеры, хостинг-провайдеры, администрация социальных сетей, медиа-площадок, поисковых машин, сервисов контекстной рекламы. Информационный посредник удалит нелицензионный контент из сети Интернет, поскольку в противном случае будет нести самостоятельную ответственность перед правообладателем за распространение на своих ресурсах пиратского материала, за небольшим изъятием. Во-вторых, направление поисковым системам заявления об удалении недостоверной информации. В Российской Федерации с 2016 г. принят закон о «Праве на забвение», согласно которому поисковые системы обязаны по заявлению гражданина и без решения суда удалять из результатов поиска ссылки на незаконную, недостоверную или неактуальную информацию о заявителе. Данный способ не позволит удалить нелицензионный контент из интернета, однако значительно снизит его охваты, поскольку теперь в поисковой выдаче такой сайт не будет появляться. В-третьих, защита авторских прав в судебном порядке. Так, правообладатель может заявлять требования об удалении информации из сети Интернет, о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав по ст. 1301 ГК, ст.1406.1 ГК, ст. 1472 ГК, ст. 1515 ГК, ст. 1537 ГК. И, наконец, стимулирование пользователя использовать лицензионный контент. Разработчики лицензионного контента давно создают собственные способы борьбы с цифровым пиратством. Например, разработчики компьютерных игр иногда выкладывают в публичный доступ игру с некоторыми особенностями, по сравнению с лицензионной версией. В частности, в игре Alan Wake игрок вынужден проходить игру и видеть на главном герое повязку с «Весёлым Роджером», которая как бы намекает игроку о том, что он сэкономил на лицензии».
В юридическом сообществе видят проблему не в положениях документа, который пытается изменить Минюст, а в недостатке сил и средств у правоохранительных органов. Проводить следственные действия с электронным пиратством намного сложнее, чем пресекать подобные преступления в реальном мире.
Правоохранителям проще прийти в точку продаж, изъять контрафактные экземпляры и так доказать наличие состава преступления. А для работы в интернете нужно обладать дополнительными навыками и не только уметь вычислять объём скачанных копий с оценкой их стоимости, но и устанавливать причастных к работе пиратского ресурса лиц.
Кроме того, обращают внимание юристы, формулировки нынешнего законодательства настолько размыты, что при широком толковании интернет-пиратством можно будет счесть даже факт посещения сайта с нелегальным контентом или использование торрента в личных целях.
«Всегда будет спрос на альтернативный, более дешёвый способ заполучить желаемое. Как известно, спрос рождает предложение. Поэтому всегда будут потребители пиратского контента, а как следствие – поставщики нелицензионного продукта»,- считает младший юрист юридической группы «Совет» Артём Рязанов.
«Цифровое пиратство не победить, оно будет существовать пока есть цифровые ресурсы,- соглашается с предыдущим спикером адвокат Антон Лебедев, - наличие правонарушений в сфере авторских прав напрямую связано с благосостоянием общества и возможностью пользователей платить за продукт. <…> Пока благосостояние пользователей не поднимется до возможности оплаты необходимого программного обеспечения, будет происходить его замещение пиратским».
«Ключевой момент — делать контент доступным и привлекательным для пользователей,- предлагает решение совладелец агентства элитной недвижимости WELLSIDE Михаил Климов. — Этоможет включать в себя разумное ценообразование, удобные способы оплаты и качественное предоставление услуг».
Основная проблема – в недостатке правовой культуры пользователей. Многие до сих пор не воспринимают правонарушением скачивание нелегального контента. Вещь из физического мира материальна, её можно потрогать и рассмотреть, воровство такой вещи рассматривается каждым как правонарушение. А информация в цифровом виде в представлении большинства людей эфемерна, а значит и платить за неё как бы не обязательно.
Игорь Прусаков
Фото: unsplash.com