России жизненно необходимы инновационные технологии, как для импортозамещения западной продукции, так и для дальнейшего развития собственной промышленности. В каких отраслях можно говорить о прогрессе и замещении иностранных товаров, как о свершившемся факте, а какие сегменты экономики до сих пор критически нуждаются в зарубежных технологиях? Что препятствует внедрению системного подхода к разработке и массовому производству новинок? Разбираемся в материале на портале – konkir.ru
Введённые против России санкции сделали сверхактуальным для государства вопрос импортозамещения. Рынок меняется и на нём одновременно со снижением конкуренции появляется необходимость в инновационных подходах и продуктах. Предприятия и стартапы, которые предлагают свои разработки, нуждаются в дешёвых кредитах или государственной поддержке.
В ряде секторов, особенно в производственной отрасли, Россия существенно зависит от импорта технологий. После ввода санкций эта потребность негативно сказалась на экономике и даже национальной безопасности. Поэтому сегодня импортозамещение стало приоритетной задачей для правительства и бизнес-сообщества, говорит исполнительный директор IT-компании «Энтера» Виктор Котыхов: «В целом у нас довольно благоприятная среда для развития стартапов и инновационных проектов, подкреплённая доступным финансированием, научным потенциалом и развитой инфраструктурой. Ведущие корпорации, такие как Газпром, Сбербанк, Роснефть и другие, активно инвестируют в исследования и разработки, что способствует росту инновационной экосистемы».
Кризисная ситуация создаёт среду, в которой новые разработки развиваются с большой скоростью. Острая потребность в импортозамещении и бесперебойной работе всех систем возникла почти в каждом секторе промышленности. В некоторых областях удаётся добиваться успеха, рассказал управляющий партнёр инновационного химического холдинга ВХЗ.31 Андрей Киселев: «Наш холдинг вышел на команду учёных, разработавших сельскохозяйственные препараты на основе бактериофагов (это препараты для борьбы с бактериями, не менее эффективные, чем антибиотики, но при этом полностью безвредные). Сейчас компания Evolink стала частью ВХЗ.31, расширила список продуктов, стала производить вакцины для ветеринарии. В том числе эффективную отечественную вакцину от птичьего гриппа. Вакцины уже покупают многие крупные производители мяса птицы, и мы ожидаем, что оборот компании в ближайшие 5 лет достигнет 5 миллиардов рублей. Ранее рынок вакцин в России был крайне импортозависимым. Даже после введения санкций западные вакцины продолжают поставляться через параллельный импорт, но сегодня ситуация меняется, ведь появляются отечественные аналоги, не уступающие западным».
В стране существует научно-технический потенциал, который является одним из основных источников инноваций: научные институты, университеты и научно-исследовательские центры, которые разрабатывают новые технологии и продукты. Полностью отказаться от влияния глобального рынка и технологий невозможно из-за глубокой взаимосвязанности и интеграции мировой экономики, однако России удаётся снижать зависимость от зарубежных поставок и технологий в некоторых сферах.
«Примером такой сферы может быть сельское хозяйство, в котором у России имеется огромный потенциал, - отмечает профессор кафедры Рекламы и визуальных коммуникаций университета «Синергия» Сергей Зайнуллин, - сейчас государство активно поддерживает развитие этой отрасли. Например, в России проводится программа по замещению импортных продуктов на отечественные, которая может помочь снизить зависимость от зарубежных поставщиков сельхозпродукции. Также Россия может снизить свою зависимость от зарубежных рынков в области энергетики. Страна является одним из крупнейших производителей нефти и газа в мире и активно развивает производство альтернативных источников энергии, таких как ветроэнергетика, солнечная и гидроэнергетика».
Россия обладает значительной самостоятельностью военно-промышленного комплекса. А эксперты отмечают потенциал страны в областях информационных технологий, развития искусственного интеллекта, систем распознавания образов и речи, в космических, медицинских и биотехнологий.
С введением антироссийских санкций разработка и внедрение собственных технологий стали для государства вопросом выживания, поэтому в стране инновации считаются одним из приоритетных направлений госполитики, считает профессор кафедры Рекламы и визуальных коммуникаций университета «Синергия» Сергей Зайнуллин: «За последние годы в России созданы множество инновационных центров, технопарков и инкубаторов. Правительство осуществляет выделение субсидий и грантов, создание специализированных институтов развития, реализацию программ развития технологических кластеров и т.д. Кроме того, существуют многочисленные неправительственные программы и инициативы, направленные на развитие инноваций и поддержку инновационных предприятий, включая создание инновационных кластеров, предоставление грантов и субсидий, проведение конкурсов на лучшие инновационные проекты и т.д.»
«Созданы различные институты развития, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Активно развиваются промышленные кластеры и технопарки, особые экономические зоны, - перечисляет член экспертного совета Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС) Максим Галькевич, - уже почти десять лет работает Федеральный закон № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации». Министерство промышленности и торговли напрямую курирует это направление и старается оперативно реагировать на те вызовы, с которыми Россия столкнулась в последнее время. […] в Российской Федерации созданы и уже действуют 47 промышленных кластеров в 37 регионах. Их резиденты создают новые рабочие места, разрабатывают и выпускают инновационную продукцию и успешно замещают импортную продукцию. […] Ещё одно важное решение, которое хотелось бы отметить — это принятие программы Правительства по созданию крупных научно-исследовательских центров. Именно поддержка научной среды, финансирование деятельности исследовательских центров поможет решить и проблему инженерных кадров и создаст почву для совместных проектов с предпринимательским сообществом».
Однако даже самые продвинутые инновационные разработки, которые предлагают рынку многочисленные стартапы, остаются лишь «проектами на бумаге», пока они не воплощены. За получение государственного финансирования в России разворачивается серьёзная конкуренция. И по мнению эксперта в области кибербезопасности и права в ИТ, управляющего RTM Group Евгения Царева устартапов, владеющих лишь «идеей», обратить на себя внимание шансов нет: «Получить поддержку государства можно лишь в случаях, если уровень зрелости по шкале УГТ-уровня готовности технологий (международный аналог TRL), например, составляет не ниже четвёртого уровня. Подобный подход применяется в Сколково, и это не может не радовать. Однако инновации должны пройти жизненный цикл вплоть до массового выпуска, чтобы можно было говорить об их эффективности, а на это требуется время. Из-за того, что существенная поддержка инноваций началась всего год назад, сейчас крайне преждевременно давать оценку их эффективности, тем более в разрезе конкретных отраслей».
Примеры других стран показали, что при выходе из кризиса основными драйверами экономики становятся инфраструктурное строительство, промышленность и сельское хозяйство. В нынешнее время высоких технологий особое место в развитии общества занимает IT-сфера и качественный «софт» в стране делать уже научились.
«Наши ИТ-решения в области программного обеспечения, автоматизации и цифровизации давно впереди западных аналогов, единственное, что мы не смогли сделать - это качественную операционную систему, - объясняет исполнительный директор IT-компании «Энтера» Виктор Котыхов, - В остальном у нас есть собственные поисковые системы, сервисы для распознавания документов, облачные хранилища данных, бухгалтерские, складские, антивирусные и многие другие программы. Например, наша компания разработала сервис, который помогает бухгалтерам автоматизировать их работу благодаря точному распознаванию документов на основе умных алгоритмов, который работает лучше, чем многие заграничные аналоги».
За последние два года многие отечественные решения развивались семимильными шагами. Интенсивность разработок превысила общий максимум за последнее десятилетие.
«Можно взять отечественные разработки программного обеспечения в области исследования морской навигации, в том числе в целях эксплуатации перспективного Северного морского пути, - приводит пример эксперт в области кибербезопасности и права в ИТ, управляющий RTM Group Евгений Царёв, - Данные инновации, прошедшие апробацию и достигшие 8-9 УГТ, позволяют, к примеру, построить оптимальный (в том числе экономичный и безопасный) маршрут менее чем за 2 часа, в отличие от существующих иностранных аналогов, которые на данную задачу обработки информации и получения результата тратят от 12 часов, причем при сомнительном качестве выходных данных».
Впрочем, внезапный уход зарубежных вендоров с наступлением санкций потряс бизнес. Оказалось, что российские IT-решения не готовы в полной мере обеспечить потребности и безопасность отечественных предприятий. Но если с написанием программ будущее обстоит более-менее оптимистично, то с изготовлением продвинутого «железа» в России наблюдаются сложности.
«В корпоративном секторе зависимость от зарубежной компонентной базы всё ещё существенна, - признаёт директор департамента маркетинга DCLogic Александр Галинский, - Также некоторые местные поставщики полностью или частично восполняют производство импортируемыми компонентами. Правительство выделяет значительные ресурсы и выпускает постановления для развития и поддержки технологического суверенитета, но пока полностью его обеспечить не удаётся. Частично выручает параллельный импорт, особенно с ключевыми фрагментами ИТ-инфраструктуры предприятий, которая необходима для масштабирования и развития. Но возникающие препятствия и перебои в каналах таких поставок отрицательно сказываются на увеличении до 30% сроков, рисков и стоимости продуктов».
«В производстве электроники у нас довольно сильное отставание,- подтверждает исполнительный директор IT-компании «Энтера» Виктор Котыхов - Развитие отрасли остановилось на уровне 90-х, новых производств за это время не появилось, а старые с трудом держались, постоянно испытывая высокую конкуренцию с более дешевыми восточно-азиатскими производителями. Предприятия работают на устаревших технологиях, а их усовершенствование потребует много времени и значительных инвестиций».
Плохо обстоят дела со всеми высокоточными технологиями. Техническая база, необходимая для полноценного производства, например станков с ЧПУ или процессоров, может быть замещена только в перспективе десятков лет. Зарубежными компаниями ранее поставлялось и почти всё низковольтное оборудование. Сейчас отечественным производителям государство разрешило копировать технические, дизайнерские и прочие существующие иностранные решения, что позволяет восполнять дефицит импортных товаров и снижать повышенный уровень цен.
«Развитие импортозамещения можно рассмотреть на следующем примере,- рассуждает эксперт в области кибербезопасности и права в ИТ, управляющий RTM Group Евгений Царев, - Частотно-регулируемый привод иностранного аналога с учётом параллельного импорта стоит около 5 миллионов рублей. Отечественная разработка, которая ранее (1,5-2 года назад) стоила 2-3 миллиона рублей, теперь стоит также 5 миллионов рублей за счёт снижения конкуренции. Но конечный заказчик сделает выбор в пользу, может быть, не совсем качественного решения, но которое обеспечено стабильным гарантийным обслуживанием, что не скажешь про иностранные аналоги в нынешних условиях. И то же самое касается комплексов и программного обеспечения, которое нуждается в постоянной актуализации баз данных и их совершенствовании».
Инновациям мешает сложности в получении патентов и лицензий, недостаточная поддержка со стороны государства, неблагоприятный налоговый режим, нехватка квалифицированных кадров и недостаток инвестиций.
«Поддержка инновационных стартапов имеет зачастую формальный характер, государственные и негосударственные фонды потрясают коррупционные скандалы, процветают приписки и красивые, но пустые отчёты, а выделенные средства из-за этого не доходят до адресатов, - говорит профессор кафедры Рекламы и визуальных коммуникаций университета «Синергия» Сергей Зайнуллин.
Помимо недостаточно развитой инфраструктуры продвижения и чрезмерно забюракратизированной схемы поддержки инноваций со стороны государства, проблемой российской экономики эксперты называют низкий спрос на инновационные продукты.
«Пока глобальная конкуренция не заставит отечественные компании встраивать технологические новшества в существующие бизнес-модели, никакие меры государственной поддержки развития инноваций эффективными не станут, - объясняет декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин, - инновации сегодня нужны везде, абсолютно во всех приоритетных отраслях цифровой экономики от финансовых рынков и медицины до городского хозяйства, агробизнеса и госсектора. И первыми инновации появляются в секторах экономики, позволяющих быстро получить максимальных экономический эффект. В отраслях, где окупаемость инвестиций в инновационную составляющую бизнеса требует значительного времени, например, 5-10 лет, компании не готовы вкладывать средства, вполне логично связывая нежелание с глобальной неопределенностью. А зачастую только путь от создания прототипа до индустриального решения занимает несколько лет. Отдельно следует обратить внимание и на условия государственного финансирования создания отечественных инновационных разработок. В некоторых случаях конкурсная документация предполагает такой объём требований от исполнителей, что проще обратиться к бизнесу напрямую с предложением профинансировать разработку. Здесь получается замкнутый круг – в индустрию надо идти, как минимум с прототипом решения, на создание которого нужен стартовый капитал».
Недостаток инвестиций на рынке импортозамещения, а также несистемный характер поступления средств отмечает и директор по стратегии и сооснователь Napoleon IT Руслан Ахтямов: «Стандартные пути инвестиций, например, за счёт кредитных денег у нас выдаются за огромный банковский процент, нужны имущественные залоги, потому что залоги интеллектуальной собственностью не подходят. Такие факторы ограничивают возможности частного инвестирования на заёмные средства. Остаются только возможности инвестирования с государственной поддержкой. […] 95% процентов импортозамещения, которое должно происходить, просто не обладает инвестициями. […] В России частный кредитный сектор практически не работает из-за высоких процентных ставок и нереальных для IT-компаний условия залогов. Соответственно импортозамещение везде, где нет государственной поддержки, фактически заморожено».
Перечисленные трудности дополняются тем, что ряду стран запрещено покупать российские продукты (например, софт) из-за санкций, что существенно ограничивает для производителей рынок. В продукт вкладывается меньше средств, конкуренция в сегменте снижается, а это приводит к повышению цены и падению качества.
Для системного внедрения инноваций необходим промышленный рост, который обеспечивается «длинными» и «дешёвыми» деньгами, стабильностью и предсказуемостью в налоговой и финансовой сферах. Но пока эксперты и участники рынка видят только сегментарную поддержку отрасли.
Если нет устойчивого спроса со стороны промышленности и массовым производством удачных изделий и прототипов, системных инвестиций от бизнеса в инновационную продукцию тоже не будет. В итоге «проверку рублём» инновации должны проходить на уровне потребителя, но из-за перечисленных сложностей новинки до него просто не доходят.
Без промышленного воплощения идеи не стоят ничего. Системный подход к решению проблемы внедрения инноваций в России отсутствует, а «фрагментарные» процессы «в ручном» государственном режиме по вине бюрократов происходят очень медленно.
Игорь Прусаков
Фото: unsplash.com