Еще ближе к людям. Полиция хочет получить доступ к телефонным контактам населения

63 миллиона рублей готово потратить МВД России на создание сервиса для борьбы с телефонными мошенниками. Конкурс  на модернизацию официального приложения в рамках гособоронзаказа был объявлен 4 февраля. Заявки на конкурс принимаются до 1 марта. 10 марта заказчик подведет итоги. После заключения контракта у победителя тендера будет 280 дней, чтобы внедрить в приложение сервис «Антимошенник».

В начале 2022 года в мобильном приложении МВД появится сервис для борьбы с мошенническими звонками. Правда для этого пользователю нужно будет предоставить доступ к своей телефонной книге.

Меня терзают смутные сомнения…

Насколько полезной окажется функция – не совсем понятно, а вот вреда от нее может быть предостаточно. Контакты из телефонной книги будут полностью открыты для полиции, а может быть, не только для полиции, учитывая уровень утечки персональных данных. Напомним, он увеличился в 10 раз.

Издание «Конкуренция и рынок» опросило нескольких экспертов из it-сферы, чтобы понять, оправдан ли риск.

«Мне кажется, что риск злоупотребления со стороны правоохранителей  и утечки данных, гораздо выше, чем польза. Представьте, позвонит вам якобы ваша подруга Маша, и «охрипшим» голосом, ссылаясь на болезнь, попросит  перевести денег. Знакомый номер, знакомый человек, подвоха можно и не почувствовать», - считает разработчик сайтов и мобильных приложений Артем К.

Работать сервис будет примерно так: при входящем звонке на смартфон  с неизвестного номера приложение сопоставит номер с уже имеющейся базой мошеннических номеров. При совпадении абонент увидит предупреждение  о потенциальной опасности.

«Скорее всего, сервис предполагает пополнять базу мошеннических номеров с помощью самих пользователей приложения. А работать  оно будет по тому же принципу, который реализован у Яндекса в  защите от спама. Но дело в том, что часто мошенники звонят, используя ip-телефонию, где смена номера просто копеечная. Мы понимаем, что данное приложение для эффективной работы, просто обязано собирать определенные данные, которые в дальнейшем будут анализироваться. Но какие это будут данные и как их будут использовать, ограничится ли это только борьбой с мошенниками…. Возможно, разумное зерно в создании сервиса есть, но все же вопросов гораздо больше», - продолжает эксперт. 

Другой источник, который в силу обстоятельств пожелал остаться неизвестным, считает, что действия МВД выглядят в тренде современных процессов. И, скорее всего, являются продолжением работы по доступу к цифровой части жизни граждан. В общем, контроль.

«Это продолжение большого противостояния между государствами и корпорациями, и продолжаться это будет долго. У государства, надо понимать, есть не только коварные цели получить контроль над всем, но и обязательства по защите своих граждан. Например, в противостоянии с Телеграмм важно было получить возможность блокировать и находить распространителей наркотиков, которые подсаживали на них детей. С контактами так же. Это не для того, чтобы искать какие-то личные телефоны абонента и чего-то такого, а чтобы оперативнее вычислять опасных персонажей. Вредить можно с помощью любого инструмента и технологии. Но и защищать лучше с помощью технологий, чем без них. Вопрос скорее, кто и как будет контролировать действия государства в работе с личными данными, а не в том, давать доступ к ним или нет. Понятно, что государство получит его. И также попятно, что государство лучше и подконтрольное обществу, чем корпорации. Сейчас же все данные у корпораций и используются вообще нерегалментированно. Условно Тим Кук, Марк Цукерберг и Серёжа Брин знают о каждом из нас на порядок больше, чем МВД. И используют эти данные, чтобы обогащаться. Они уж точно никогда защищать нас не будут».

Оценить заявленную стоимость работ эксперты не взялись. Учитывая сложность работ, которая связана с приватностью и секретностью, а также зарплаты в индустрии, сумма вполне объективная. 

Согласно статистике  в 2020 году россияне потеряли из-за действий мошенников порядка 150 млрд руб.  Поскольку часто аферисты звонят из мест не столь отдаленных, на борьбу с тюремными  колл-центрами ФСИН планировла запросить у государства 3 млрд руб для установки в тюрьмах средств глушения мобильной связи.

Суммы, конечно, впечатляющая, а от того очень интересно посмотреть насколько действенными окажутся меры.

 

Саша Колесникова