Цифровизация проникла практически во все сферы. Без некоторых сервисов современный человек уже не мыслит своей жизни. Они экономят время, позволяют быстро найти ответ на запрос, решить проблему или получить какую-либо услугу. В чём эффективность внедрения инноваций и цифровизации в бизнес? Насколько часто бизнес подвергается хакерским атакам? – изданию konkir.ru рассказал CEO Pravo Tech Алексей Пелевин.
Сегодня цифровая трансформация определяет будущее компаний и их взаимоотношения с клиентами. Постоянный рост потребительских запросов приводит к необходимости оптимизировать бизнес-процессы. Та компания, которая быстрее трансформирует свою деятельность и внедрит удобные цифровые сервисы, сможет выдержать растущую конкуренцию. Тем не менее, понимая неизбежность цифровизации, не все предприниматели спешат автоматизировать и перевести «в цифру» свой бизнес.
Алексей, насколько активно бизнес внедряет цифровые решения?
Очень активно. Есть такой тренд: количество людей, которые доступны на рынке труда, их больше не становится, а запрос постоянно растёт. Последние 10-15 лет мы видим, что рынок труда формируется за счёт работников, а не за счёт работодателей. Чтобы в этих условиях как-то выживать, бизнесу приходится внедрять и автоматизацию, и цифровизацию. Благодаря этому, бизнес может расти, улучшать процессы, не привлекая большее количество людей.
До сих пор существуют компании, которые пренебрегают IT-продуктами. Как вы оцениваете показатель вовлеченности цифровизации в бизнес?
У нас на сегодняшний день больше трёх тысяч клиентов российских компаний. Основная аудитория, где мы работаем – это юристы. Мы оцениваем уровень проникновения в 40-50%. То есть, огромное количество операций с бумаги и простых офисных приложений ушли в системы автоматизации.
Какой бизнес активно внедряет цифровые решения в свою деятельность, а какой – менее охотно?
Бизнесы, которые изначально технологичные – телеком или IT компании, конечно, они находятся в авангарде. В конце находятся более традиционные бизнесы, например, девелоперы , фармкомпании.
С чем вы связываете нежелание некоторых компаний внедрять цифровые решения?
Люди, которые руководят IT или телеком-компаниями, у них изначально уклад очень технологичный. У других - уклад более традиционный, более консервативный. Поэтому на то, цифровизируется ли компания или нет, зависит сознание исключительно топ-менеджмента. Запрос всегда происходит сверху.
В столь быстро меняющемся мире возможно ли будет оставаться вне цифровых решений, или цифровизвция всё равно затронет каждого?
Здесь ни в коем случае не надо думать, что в консервативных компаниях совсем нет цифровизации. Она есть. Но если мы говорим про степень проникновения, то у IT и «телекомов» она выше. У других индустрий она ниже, но тоже есть, есть яркие проекты.
В портфеле Pravo Techмного цифровых продуктов.Какие из них вы выделяете?
По-настоящему мы гордимся платформой, которую смогли создать по России – это картотека арбитражных дел (KadArbitr). Мы автоматизировали деятельность всей арбитражной системы Российской Федерации. И второе – у нас есть платформа, которая называется «Юридический департамент самообслуживания». Платформа позволяет снять огромный объём рутинных операций с юристов и переложить эту работу на технологии, на алгоритмы искусственного интеллекта. В прошлом году «Ростелеком» внедрил эту платформу, и порядка 30% обращений к юристам они перевели на искусственный интеллект.
Может ли такая проблема, как утечка персональных данных, тормозить процесс внедрения цифровых решений в бизнес?
Проблема острая абсолютно для всех. Последние годы она становится острее и острее. К тому же геополитическая ситуация ухудшается. Мы видим постоянные хакерские атаки и на наши ресурсы, и на наши сервера. Но при этом быстро растёт и индустрия кибербезопасности. И опять же это вопрос к руководству и менеджменту компаний. Кто-то уделяет больше внимания киберзащите, кто-то меньше. Пару лет назад я слышал цифру, что порядка 70% компаний даже не знают, что их взломали, и что у них происходит утечка данных. Потому что далеко не всё попадает в новостные сводки. Зачастую, если кто-то взломал вашу базу данных, украл данные клиентов, продаж или ещё что-то, они используют сведения о конкурентах в своих целях и не выпускают в публичную плоскость украденную информацию.
Как в Pravo Techрешается вопрос безопасности?
У нас есть внутренний департамент кибербезопасности. Ведётся огромное количество протоколов, как мы защищаем свои ресурсы, как мы действуем в экстренных ситуациях и так далее. Судебная система, в которой мы работаем, является высоконагруженной историей, ей ежегодно пользуется порядка 12 млн человек, поэтому она вызывает интерес у киберпреступников. Но вот уже 14 лет мы обеспечиваем её кибербезопасность и делаем это успешно.
Александра Корнева