Целевая аудитория застройщиков в России меняется под влиянием демографических процессов. Уже через несколько лет из-за спада рождаемости перестанут быть актуальным строительство детских садов при жилых комплексах. Также эксперты в строительной отрасли предвидят тенденцию к снижению спроса на малогабаритные квартиры и студии.
Эксперты провели анализ целевой аудитории российских застройщиков, оценив влияние демографии на формирование маркетинговых стратегий девелоперов. О том, какие факторы стоит учитывать застройщикам, в интервью РГ рассказал председатель комитета по аналитике Российской гильдии управляющих и девелоперов Михаил Хорьков.
Так, например, эксперт полагает, что наличие детских садов в составе жилых комплексов перестанет быть актуальным для покупателей уже в самые ближайшие годы. К этому привело снижение рождаемости, продолжающееся с 2015 года.
«Пик спроса на детские сады уже пройден, а пик числа первоклассников будет в 2023-м, по некоторым городам эта точка может сместиться на три — пять лет, —пояснил собеседник газеты. — Значит, роль детсада и школы в жилищных проектах тоже изменится: если раньше простое их наличие было огромным плюсом, то дальше капитализировать можно будет только качество».
При продвижении жилых проектов, которые появятся в ближайшие три — пять лет, эксперт рекомендует уделять внимание возрастным признакам покупателей и сегментировать коммерческие предложения, исходя из этого параметра.
Условно потенциальных покупателей жилья можно разделить на 4 группы.
К первой группе относятся россияне младше 20 лет (30,8 млн человек). Преимущественно они живут с родителями или являются студентами. Эту категорию можно отнести к долгосрочному рыночному потенциалу.
Вторая категория от 20 до 35 лет имеет численность 27,9 млн человек. В этом возрасте, как правило, среднестатистический россиянин покупает свою первую квартиру.
Третья и самая многочисленная группа (35 млн человек) представлена покупателями от 35 до 49 лет. Это семьи с детьми, одинокие или разведённые люди, которые хотят улучшить условия жизни, расширив жилплощадь. Поскольку количество таких людей в РФ стабильно растет, девелоперам стоит учитывать их потребности на стадии разработки проектов.
Четвёртая категория - россияне от 50 до 65 лет. Их число составляет 29,5 млн человек. Как покупатели жилья, эта группа является более перспективной, однако, по словам эксперта, опыта работы с этим поколением у российских девелоперов пока немного. Люди старше 65 лет на рынок практически не влияет.
Михаил Харьков отмечает увеличение средней продолжительности жизни россиян. В ближайшие 10-15 лет взросление население приведёт страну к корректировке рыночных процессов. Девелоперам следует учитывать возраст покупателей при выборе участков под строительство и планировке квартир. Эксперт предлагает отойти от практики массового предложения студий и малогабаритных квартир, популярных у молодых людей. Если раньше такое жильё активно брали в качестве инвестиции для сдачи в аренду или перепродажи, то сейчас люди покупают квартиры в основном для себя, а потому новостройки лучше рассматривать, как качественный продукт для людей предпенсионного возраста и пенсионеров.
Саша Колесникова
Фото: George Becker (pexels.com)