Nord Stream-2 запустят без предварительных гидроиспытаний

Второй северный поток запустят к 2020 году. Строительство масштабного газопровода идет полным ходом. Казалось бы,  для реализации проекта созданы все условия. Но политика импортозамещения, эхо Второй мировой и, конечно же, переменчивая северная погода создают некоторые неудобства строителям.  О ходе реализации Nord Stream-2 на VIII всероссийской конференции «Строительный комплекс: повседневная практика и законодательство» рассказал технический директор проекта Сергей Сердюков.


Не первое десятилетие Россия является крупнейшим экспортером газа в Европу. Ежегодно у нас добывается порядка 600 млрд. кубометров газа. При этом в некоторых регионов  отмечено снижение потребления голубого топлива, в то же время объемы экспорта увеличиваются и достигают уже  200 млрд. кубометров.
Заинтересованность Европы, Азии и Китая в природном газе понятна, - это экологическое топливо №1. Пока европейские источники постепенно уходят с рынка, в России этого добра хватит на многие годы вперед. На сегодняшний день Газпром является крупнейшим обладателем мировых запасов газа. Даже если добыча голубого топлива вдруг прекратится, с учетом имеющихся запасов - 70-80 трлн. кубометров, его хватит лет на 150.   Кроме того, появление второго потока скажется и на цене за ресурс. На сегодняшний день газ попадает к европейскому гражданину через пятые руки. Что не может не отражаться на его стоимости.

Второй поток

История оффшорных трубопроводов началась со строительства «голубого потока» в Турцию. Вторым проектом стал – Nord Stream - 1.  Ежегодно через этот газопровод  в Европу поступает 55 млрд. кубометров газа. В настоящее время идет строительство еще двух систем.
«Этими четырьмя оффшорными потоками закроется около 80% всего экспорта, который осуществляет Газпром. Это говорит о том, что платить за транзит не придется, мы не подвергнемся шантажу и станем идеальным поставщиком газа», - пояснил Сергей Сердюков.

Nord Stream-2 станет улучшенным клоном первого проекта, успешно реализованного и запущенного в 2011 году.
Как и его «старший брат» Nord Streem-2  - это прямое соединение месторождений газа и потребителей. Каждая нить газопровода представляет собой  1230 км супернадежных «интеллектуальных» труб, которые расположатся на морском дне.

Nord Stream-2 пройдет по дну Балтийского моря через пять государств: Россию, Финляндию, Швецию, Данию и Германию. Разработчики проекта уверяют, что строительство абсолютно безопасно с точки зрения экологии. Но все же сомнительные датчане решили узнать мнение общественности.  14 ноября 2018 года Датское энергетическое агентство проведет общественные слушания по экологической оценке маршрута газопровода "Северный поток - 2" на острове Борнхольм. После общественных слушаний должен определиться путь потока - через территориальное море или в обход королевства. Впрочем, Россию, как экспортера газа и автора проекта, устраивают оба варианта.

Кто  строит и как строит?

Нестабильность континентальной системы транспортировки газа, рост спроса и удивительные показатели первого потока  выявили необходимость продолжить строительство, чтобы обеспечить газом все нуждающиеся страны.
Единовластным владельцем проекта является Газпром. Стоимость Nord Streem-2   оценивается в 8 млрд. евро. Но это не окончательная сумма.  Над проектом работают лучшие мировые специалисты.

В отличие от первого потока, в данном проекте присутствует уже больше русских предприятий. Так больше 50% трубы изготовлено Челябинским трубопрокатным  заводом. Точная по размеру,  безукоризненного качества труба не предполагает поломок. Выход из строя приведет к длительным ремонтным работам, чего допустить нельзя никак.

При строительстве Nord Stream-2  используются  нормы  проектирования, разработанные  норвежским агентством. На российском участке соблюдены нормы нашего законодательства. А в целом строительство идет по специальным техническим условиям, которые утверждены Министерством строительства. И что интересно, ввод газопровода в эксплуатацию пройдет без предварительных испытаний труб на прочность. При этом, отсутствие испытаний и, как следствие, необходимости осушки труб, приведут к экономии 110 млн.евро.

«Мы – первый масштабный проект, который не будут гидроиспытывать. Мы доказали отсутствие малейшей необходимости в этом процессе. Каждая наша труба подвергается экспонированию. Каждый наш  сварочный шов – искусство, он превышает прочность самой трубы на 20 %», - обосновывает позицию Сергей Сердюков.

Но не все так гладко дается авторам проекта. При прокладке маршрута, специалисты столкнулись  с проблемой:  Балтика  полна взрывоопасных снарядов, которые  покоятся здесь, но всегда готовы показать себя, со времен ВОВ. Благодаря Министерству обороны было ликвидировано 35 объектов.
Отголоски войны – не единственная проблема. На ход строительства влияют и современные реалии – последствия холодной войны с западом и политика импортозамещения.

«Нам надо несколько остыть с импортозамещением. Надо заниматься конкурентоспособностью нашей продукции, а непросто заменить импортное на отечественное», - считает Сергей Сердюков.

В процессе реализации проекта, строители столкнулись с проблемой поставки щебня. Казалось бы, в такое богатой стране как Россия нет дефицита в камне, но проблема в том, что все карьеры расположены на континенте и транспортировка требуемых 2,5 млн.тонн щебня сначала железной дорогой, а затем морем обойдется в очень круглую сумму.

Сергей Сердюков : «Русский щебень обойдется нам на 60 млн. евро дороже, чем финский.  А провезти финский мы не можем – 4 раза получали отказ от Министерства строительства».

Интересные факты

Прокладка газопровода «Nord Stream-2»  началась в мае этого года. На создание без малого 2,5 тысяч км. газопровода  уйдет 200 тысяч труб, которые уже произведены и сейчас бетонируются.
Производство газопровода можно сопоставить с мировыми достопримечательностями. Так, на строительство Nord Stream-2  затрачено:
200 тонн стали, что приравнивается к  500 Эйфелевых башен;
2,5 тыс. тонн цемента – столько же ушло на возведение здания опера в  Сиднее.
Строительство второго северного потока   завершится уже следующим летом. В 20-м году продолжится экологический мониторинг и начнется эксплуатация.

 

Саша Колесникова