
Требование президента России о строительстве 120 млн кв.м. жилья в год, вероятно, выполнено не будет. Минстрой разрабатывает сценарий, согласно которому установленная главой государства планка ввода жилья снижается до 100 млн кв.м. ежегодно.
Минстрой разрабатывает третий сценарий развития строительной сферы. В документе, с которым ознакомился РБК, сказано, что Россия не сможет ежегодно строить по 120 млн кв. м. жилья. Такой норматив установлен указом президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития России» в 2018 году. Достичь заданного показателя планировалось к 2024 году, однако из-за пандемии срок отодвинули до 2030 года.
Сейчас же Минстрой предполагает, что к 2030 году в России будет строиться только 100 млн кв.м. жилья. Показатель в 118 млн кв.м. будет достигнут к 2035 году.
Указ президента о развитии строительной отрасли предусматривал два сценария: базовый и агрессивный. Согласно первому, финансирование, доступность ресурсов, спрос и динамика строительства будут сохраняться на текущем уровне, а рост строительства отрасли будет достигаться не за счет внедрения новых технологий, а за счет наращивания объемов. Например, производительность труда в этом варианте увеличится на 15% к 2030 году и на 31% — к 2035-му (по отношению к уровню 2020 года).
Агрессивный сценарий предусматривает рост производительности труда на 31% к 2030 году и на 50% - к 2035-му году. Данный сценарий предполагает улучшение макроэкономического климата, рост доходов населения, увеличение демографических показателей и, следовательно, предусматривает опережающий рост спроса и динамику строительства.
Кроме того, этот вариант развития строительной сферы предполагает усиление поддержки отрасли: снабжения необходимыми строительными ресурсами, ускорение разрешительных процедур, финансовую поддержку застройщиков, льготную ипотеку, программы модернизации ЖКХ и привлечение средств ФНБ.
Теперь же, после начала спецоперации в Украине, поводов для оптимизма стало меньше. Пессимистичный сценарий предусматривает ухудшение основных макроэкономических показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективах (включая ВВП, инфляцию, индекс потребительских цен, доходы населения и др.).
Документ не исключает сокращение программ поддержки из-за санкций, падение спроса и динамики строительства , причём как жилищного, так и промышленного и инфраструктурного.
Стоит отметить, что содержит и способы преодоления введённых в отнощении России ограничительных мер. Так, сокращение частных инвестиций предлагается нивелировать льготной ипотекой и увеличением размера налогового вычета за покупку жилья. Для борьбы с дефицитом стройматериалов и их дороговизной авторы сценария предлагают установить госрегулирование цен «на период кризисных явлений в экономике». Кроме того, девелоперам, «оказавшимся в сложной ситуации», предлагается возмещать часть кредитных затрат на строительство и допустить возможность перечисления им денег дольщиков с эскроу-счетов до завершения строительства.
Саша Колесникова
Фото: pixabay.com