Ассоциация морских торговых портов просит ФАС приостановить действие закона, регламентирующего закупки субъектов естественных монополий и разрешить не раскрывать информацию о тарифах и сборах. Свою просьбу стивидоры объяснили трудностями проведения закупок в условиях санкций.
В письме Ассоциации морских торговых портов (АМТП), направленного в ФАС России, говорится, что в условиях санкций, введённых против России западными государствами, планирование и осуществление закупок «стало крайне затруднительным или вовсе невозможным», - пишут «Ведомости» со ссылкой на документ.
Заявители поясняют, что основная часть производственного оборудования для морских портов ввозилась из Европы. Сейчас с ввозом возникли проблемы. Альтернативные поставщики из стран Азии и Китая работают напрямую, а не по федеральному закону о закупках. В то время, как российское законодательство обязывает операторов терминалов морских портов проводить закупки путём конкурентных процедур, публиковать в ЕИС извещение о торгах, информацию о стоимости закупаемых товаров и услуг, а также о поставщиках. Для безопасности последних и самих заказчиков, по мнению авторов письма, такие сведения нужно убрать из публичного доступа.
По словам источника газеты в крупной стивидорной компании, размещённой в ЕИС информацией могут воспользоваться контрагенты из «недружественных» стран, так как публикуемые сведения дают «четкое представление» об эффективности работы терминала и т.д.
Эксперты, опрошенные изданием, также отмечают, что вывод стивидоров из-под действия закона о регулировании закупок позволит повысить эффективность закупочных процессов и снизить административную нагрузку.
Между тем, собеседник газеты из крупной металлургической компании считает, что предложение АМТП «сделает непрозрачной ценовую политику портов, которая и сейчас вызывает нарекания», а приостановка закона о естественных монополиях приведёт к «неконтролируемому повышению ставок перевалки».
В ФАС сообщили, что служба готова обсудить инициативу с представителями отрасли в рамках экспертного совета, понимая «важность развития отрасли в текущей экономической ситуации с учётом изменения логистических цепочек, рынков сбыта и влияния внешнеэкономических факторов».
Между тем, правозащитники считают, что инициатива стивидоров может быть направлена на устранение конкуренции в портах в угоду своим поставщикам и подрядчикам. А «засекречивание» информации о ценах на регулируемые работы, по мнению руководителя проектов КА Pen & Paper Артема Копылова, может стать причиной дискриминационного подхода к партнёрам и «иных злоупотреблений».
Напомним, операторы морских торговых портов не раз становились фигурантами антимонопольных дел. Одним из самых громких стало производство в отношении Приморского торгового порта, уличённого в создании дискриминационных условий на рынке буксирных услуг. Разбирательство завершилось в Верховном суде. За свои действия, ограничивающие конкуренцию, стивидору пришлось выплатить крупный штраф.
Саша Колесникова
Фото: konkir.ru