USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Стартап-индустрия в России нашла новый путь развития

На протяжении многих лет в российской стартап-индустрии доминируют проекты интернет-сферы. Доля таких стартапов на рынке достигает 90%, причем большая часть проектов базируется в Москве.

Но сейчас картина начинает меняться, и амбициозные разработки можно увидеть и в других отраслях, а главное, далеко за пределами столицы.

«Практически за все время существования венчурной индустрии в России доминирует интернет-сегмент. Электронная коммерция, рекомендательные сервисы, социальные сети, приложения для туризма и отдыха, игры - это то, что вызывает наибольший интерес у инвесторов, - отмечает заместитель генерального директора - директор по развитию РВК Гульнара Биккулова. - При этом уникальных идей довольно мало, в проектах чаще всего используется метод копирования успешных моделей. Однако последнее время в стартап-индустрию начали приходить более взрослые люди из научно-технической сферы: сотрудники университетов, инженеры. Средний возраст основателя проекта вырос до 35-40 лет. В рядах стартапов мы видим людей, которые раньше работали в корпоративном сегменте, но достигли своего потолка или из-за кризиса потеряли работу. Они начинают рассматривать для себя новые возможности, и одной из них становится технологическое предпринимательство, - продолжает эксперт. – «Взросление» основателей проектов и рост числа стартапов наукоемких направлений - тренды меняющегося российского стартап-сообщества. Другим трендом является рост интереса частных инвесторов к «тяжелым» высокотехнологическим стартапам. Ранее инвестирование в подобные проекты было практически только государственной прерогативой. Корпорации, заинтересованные в наукоемких технологиях, также начинают присматриваться к разным инструментам по их поиску и привлечению на свою орбиту».

Постепенно такие компании вовлекаются в венчурную экосистему через самостоятельную работу с проектами, либо через партнерское участие в уже существующих мероприятиях по поддержке и развитию стартапов. Все больше корпораций рассматривают для себя возможность участия в акселераторах, задача которых - отбор перспективных проектов и их доведение до более зрелых стадий с целью коммерциализации. В таких случаях акселераторы берут на себя обязательства по поиску интересующих компанию проектов и их подготовке к работе с будущим партнером.

Между тем, в развитии венчурного рынка есть свои циклы. Фонды появляются, набирают портфели, занимаются развитием своих проектов. Потом, во 2 период, инвесторы начинают собирать вторые фонды, снова инвестировать в проекты. Российский рынок начал развиваться в 2010-2011 годах, в 2012-м был пик, появлялось огромное количество новых фондов и сделок. В 2013-2014 годах количество сделок уменьшалось, и в 2015 году эта тенденция продолжилась.

«Очевидно, что спрос на стартапы со стороны инвесторов сейчас ниже, чем это было несколько лет назад. Объем денег на рынке уменьшился, соответственно, меняется поведение инвесторов, - рассказывает Гульнара Биккулова. - Они тщательнее отбирают проекты, их требования растут. Сейчас получить инвестиции не так просто, как это было несколько лет назад. Однако это здоровый тренд, который способствует зрелости стартап-индустрии»

Как отмечают эксперты, макроэкономический кризис и изменение отношения к России в мире удачно повлиял на технологические стартапы, которые оказались к нему готовы. Стартапы, имеющие опыт работы с крупным бизнесом, попадают в реестр поставщиков крупных компаний. С другой стороны, сейчас есть возможность развивать свой бизнес, не привлекая деньги инвесторов, а зарабатывая на кризисе.

По данным Гульнары Биккуловой, в России стартапов не так уж много. На рынке сейчас совершается 200-300 сделок ежегодно, значит, стартапов на входе должно появляться на два порядка больше. «Относительно малое число проектов объясняется несколькими причинами, - объясняет она. - В массовом сознании укоренен стереотип правильной карьеры, связанный с работой в компании, в офисе. Должно уйти много времени на формирование другой культуры, в которой предпринимательская карьера была бы настолько же привлекательной и востребованной. Кроме того, у нас действительно очень мало людей, которые умеют работать со стартапами и помогать им развиваться. Инновационная инфраструктура в России пока что находится в зачаточной стадии, и если говорить про инфраструктурные организации: университеты, технопарки, инкубаторы - остро стоит вопрос кадров. Помимо этого, много обсуждается тема менторов, т.е. людей, которые имеют опыт предпринимательства, удачный или неудачный, и могли бы этим опытом делиться. Их в России тоже пока очень мало. Многие проекты сегодня появляются только для того, чтобы получать гранты, у авторов нет задачи превратить свою технологию в бизнес. Это неудивительно, потому что технологические стартапы часто создаются людьми без бизнес-опыта. Они хорошо разбираются в технологиях, но не понимают, как на базе технологии сделать какой-то продукт, сколько этот продукт должен стоить, кому его можно продавать, какова стратегия масштабирования. Очень редко такие проекты замечают предприниматели, появляется предпринимательская команда, способная превратить технологию в бизнес».

А какие шаги предпринимаются для развития стартап-индустрии в регионах? В регионах нет системы, необходимой для развития предпринимательства. Интересные проекты чаще всего на определенном этапе переезжают в столицу. В результате, регион на этом никак не зарабатывает. «Мы сотрудничаем с теми региональными игроками, которые развивают экосистему на местах, - рассказывает Гульнара Биккулова. - Это инфраструктурные организации, университеты, технопарки, инкубаторы. У нас есть программы, направленные на поддержку всех участников экосистемы: программы развития инвесторов, региональной инфраструктуры, программы по работе с университетами. Последние, в том числе, связаны с появлением в ВУЗах отдельных направлений по коммерциализации технологий для того, чтобы научно-образовательные учреждения учились работать с бизнесом».

Ряд регионов понимают, что к развитию инноваций нужно подходить системно, считает эксперт. На сегодняшний день действует более 50 региональных акселерационных программ.

В Ассоциацию инновационных регионов России сегодня входит 14 регионов. Традиционные лидеры у всех на слуху: Татарстан, Новосибирск, Санкт-Петербург. За последние 2 года в число лидеров вошла Самара. Там появилась своя отдельная организация – «Стартап Самара», которая занимается развитием предпринимательства. В Татарстане программа развития потенциала региона долгосрочная. Ее частью, например, является проект «Университет талантов», одна из целей которого - оставить у себя в регионе лучшие кадры как ресурс для развития «экономики знаний» в будущем.

В качестве первых шагов технологические предприниматели в регионах должны понять, какие ресурсы нужны для развития проекта. Для этого можно, например, посетить акселерационные программы, стартап-школы, которые проводятся в регионе. РВК ежегодно организует крупнейший в России и Восточной Европе стартап-акселератор GenerationS, подать заявку в который могут команды со всей страны. В сентябре стартует региональный тур GenerationS, задача которого - познакомить предпринимателей с возможностями акселератора. Тур охватит больше 30 городов России и СНГ, все мероприятия открыты к посещению.

Еще один формат - это Региональные сессии практического консалтинга (РСПК). Команда федеральных экспертов и консультанты приезжают на три дня в регион и работают с технологическим бизнесом абсолютно бесплатно. Первый день - лекции на тему того, как устроена венчурная экосистема, где и как можно получить финансирование на проект, что такое бизнес-план. Второй и третий дни - это индивидуальная работа с конкретными стартапами. Любой региональный предприниматель может прийти на консультацию, показать свой бизнес-план, обсудить проект и получить рекомендации от экспертов. Многие предприниматели за 2 дня успевают переработать проекты.

Популярные