USD 73.98₽
EUR 80.54₽

«Сойкинский тракт» обустраивает дорогу

С 2003 г., когда Санкт-Петербург праздновал 300 лет основания, редакция журнала «Конкуренция и рынок» периодически публикует материалы о развитии внутреннего и въездного туризма в России.

О впечатляющем успехе жителей г. Мышкина Ярославской области журнал писал неоднократно. Но занимала мысль, почему ничего подобного не создается в СЗФО РФ? Может, где-то есть нечто похожее на энтузиазм мышкинцев, но им не удается пробить молчание СМИ?

И наконец члены Некоммерческого партнерства развития туристско-рекреационной системы «Серебряное кольцо России», директор НП «Серебряное кольцо России» Николай Иевлев и эксперт Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ Сергей Очкивский, рассказали о реализуемом бизнес-плане проекта «Сойкинский тракт». По их мнению, это будет один из успешных туристических продуктов, позволяющий выстроить индустрию гостеприимства благодаря творческому подходу к сохранению объектов культурного наследия и пробуждению исторической памяти у жителей Ленобласти. Возможно ли такое без участия Минкульта?

 

КиР: Николай Витальевич, Вы один из энтузиастов сохранения объектов культурного наследия (в дальнейшем ОКН) в СЗФО РФ, но, кроме того, Вы еще и эксперт по комплексному социально-экономическому развитию малых городов. Что подвигло Вас, неимоверно занятого человека, заняться еще и разработкой проекта обустройства инфраструктуры вдоль дорог из Петербурга на Сойкинский полуостров?

Н. И.: Работая над вопросами территориального планирования нового населенного пункта в районе пос. Усть-Луга и территории района Морского торгового порта Усть-Луга, нельзя было не заметить на Сойкинском полуострове и прилегающей к нему территории большое количество артефактов минувших времен, свидетельствующих об интереснейшей истории полуострова. Территория юго-запада современной Ленинградской области в границах Кингисеппского, Ломоносовского, Волосовского и Сланцевского районов в плане историко-культурного и духовного наследия, по моему мнению, сильно недооценена, недоисследованна, а объекты ОКН не введены в туристский оборот. Сойкинский полуостров в силу специфики его развития, обусловленного резервированием территории Лужской губы под объекты ВМФ России, начиная с далеких предвоенных лет и фактически до начала 2000-х сделали режимным и непосещаемым. А посмотреть тут есть что. С началом мощного промышленно-производственного развития территории, прилегающей к Лужской губе Финского залива, обусловленного строительством МТП Усть-Луга, началось  развитие селитебного кластера, а вместе с ним и выявление объектов историко-культурного и духовного наследия. Начались реализация и развитие социально ориентированных проектов на этой территории. Это проекты, направленные на развитие культурного наследия коренных, но ставших малочисленными народов – водь и ижора. Эти народы, принявшие православие вместе со славянскими народами, по сути, стали основой нашего государства, единого народа, которого в ближнем и дальнем зарубежье называют русскими, несмотря на национальную специфику. Богатейшая история предвоенного периода, связанная со строительством крупнейшей на Балтике военно-морской базы «Ручьи» и города военных моряков Комсомольска-на-Балтике, делает обязательным изучение и сохранение памяти о военно-морской истории этих мест.

Два важнейших проекта реализуются на Сойкинском полуострове. Проектом «Сойкинская святыня», реализуемого под руководством епископа Кронштадтского Назария, наместника Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, на территории 67,4 га предполагается восстановление церкви Святителя Николая Чудотворца и создание скита Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Скит будет располагаться где-то в 160 км от Петербурга. Важность этого проекта для региона подчеркивает и то, что председателем попечительского совета проекта «Сойкинская святыня» стал губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко. Правительство Ленинградской области, понимая важность изучения и сохранения самобытной культуры ижорского народа, решило построить на Сойкинском полуострове этнодеревню.

И несколько лет назад появилась идея проложить дорогу, а точнее, обустроить маршрут по историческим местам с богатым историко-культурным наследием и умиротворяющей северной природой. Проезжая по этой дороге или чуть-чуть отклоняясь от нее, паломники и туристы могли бы погрузиться в атмосферу жизни местных народов, водь и ижора, дворянских усадеб и храмов и стать свидетелями различных народных праздников, ярмарок и реконструкций исторических событий.

По дороге из Петербурга на Сойкинский полуостров, в некогда крупнейший населенный пункт всего Сойкинского полуострова – деревню Сойкино и обратно, паломникам и туристам предлагается совершить остановки в Ропше, Гостилицах, Усть-Рудице, Лопухинке, Копорье и Котлах. Три остановки туда и три – обратно. Надо ли предлагать пройти весь путь одним махом? Конечно, нет. Погружение в историческую эпоху следует совершать постепенно и вдумчиво, а что предполагает создание всей инфраструктуры гостеприимства в местах привалов? Думаю, организованному в группу туристу дорогу из Петербурга в Сойкино будет удобно преодолеть за три дня: он и отдохнет, и получит впечатления от зрелищ, и приобретет сувениры. Но что самое главное – сможет познакомиться с объектами историко-культурного и духовного наследия этих замечательных мест. При желании особо пытливых территорию осмотра можно расширить за счет посещения Музея народов Водской пятины в деревне Монастырьки, Водского музея в Лужицах, Ижорского музея в Вистино, сохранившихся объектов «Второго Кронштадта», Комсомольска-на-Балтике и других памятных мест.

 

КиР: Кто создает эту инфраструктуру? Это будет единый проект?

Н. И.: В настоящее время над проектом работает коллектив единомышленников под эгидой НП «Серебряное кольцо». Неважна его форма (партнерство или фонд), но скорее – это кооператив с названием «Сойкинский тракт» с представителями муниципальных образований Вистинского, Усть-Лужского, Котельского сельских поселений Кингисеппского муниципального района, Лопухинского, Гостилицкого, Копорского сельских поселений Ломоносовского муниципального района Ленинградской области, местных предпринимателей, объединенных вокруг «муниципальных гнезд», обустройство которых надлежит завершить по пути следования конструируемого маршрута. Они же в большинстве и владельцы инфраструктуры (постоялых дворов, мотелей, трактиров, кафе, ресторанов, конных клубов, сувенирных мастерских, лавок и т. д.). В пайщики кооператива обязательно пригласим и местных краеведов, и руководителей ансамблей: от реконструкторов до танцевальных училищ.

Строительство инфраструктуры гостеприимства на пути прохождения Сойкинского тракта позволит не только создать новые рабочие места в муниципальных образованиях (как известно, один турист образует 10–15 рабочих мест), но и местным жителям по-другому относиться к объектам культурного наследия. Только в этом случае руины преобразуются, а бывшие усадебные парки перестанут захламляться и уничтожаться. Это главные цели проекта «Сойкинский тракт».

Продолжение статьи читайте в журнале "Конкуренция и рынок" сентябрь 2016 №4 (77)

Популярные