USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Состояние дороги отражает столкновение идеологий заказчиков и дорожников

Журнал "Конкуренция и рынок" декабрь 2016 №6 (79)

За последние 25 лет россияне осознали, что и в России могут быть качественные дороги, если к их строительству, ремонту и эксплуатации подходить с умом и прагматично.
Однако ямы, колейность, размывы и провалы на дорогах не только приводят к автомобильным авариям с человеческими жертвами, но и обнажают конфликт интересов среди тех, кто участвует в создании Большой дороги в России.

Журнал «Конкуренция и рынок» уже второе десятилетие следит за разницей подходов к созданию и эксплуатации дорог, демонстрируемых заказчиками и дорожниками.
Профессионалы-дорожники утверждают, что им по силам создать дороги по лучшим мировым стандартам, так как это позволяют техника, технологии и опыт. Самое главное – у нас развито желание ответственно подойти к выполнению всех этапов работ. На вопрос «Почему же вы допускаете отход от своих принципов отношения к выполнению госконракта?» некоторые бурчат: «Вы же понимаете! В России две напасти: дураки и дороги». Такой ответ имеет право на существование – он уклончивый и раскрывает суть проблем.

Если же мы хотим иметь гладкие дороги с прекрасным покрытием, разметкой и придорожным сервисом, то следует внимательно прислушаться к мнению дорожников, которые умеют делать качественные дороги и дорожат своей репутацией.

Профессионалы в любой отрасли любят честно обсуждать проблемы и находить приемлемое решение.
Генеральный директор ООО «УК Гарант-Инвест» Антон Суханов, по личному опыту знающий подходы к дорожному строительству как заказчиков, так и дорожников, дал согласие разъяснить корреспонденту журнала «Конкуренция и рынок», почему так долго сохраняет остроту проблема качества дорог.

КиР: Антон Викторович, мы видим, что за последние пять-десять лет качество дорог в Петербурге и Ленобласти улучшилось. Этот факт нельзя игнорировать. И тем не менее СМИ постоянно пугают нас наличием на дорогах громадных ям, заполненных водой, размыванием дорог после сильного дождя, высокой стоимостью строительства 1 км дороги в стране, дорожном долгострое и даже воровством и приписками при строительстве дорог, за которыми идут аресты высокопоставленных чиновников.
Чем, на Ваш взгляд, вызвано низкое качество дорожного полотна в городе?

А. С.: Так уж получилось, что в дорожной отрасли я работаю с 2004 г. и до того, как стать подрядчиком в 2014 г., я много лет отработал заказчиком – был заместителем председателя Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга. Будучи заказчиком, я не понимал многие проблемы дорожников. Сейчас я отлично понимаю причину столь плачевного состояния дорог.

Подрядчиком при строительстве дорог я решил стать, скорее, для развития личного потенциала, если хотите – для себя. Понимаю проблемы заказчика, а сейчас – и весь комплекс проблем, стоящих перед подрядчиком.
Первоначальная и самая основная проблема дорожной отрасли, на мой взгляд, заключается в нормативно-правовой базе – она просто не отвечает требованиям сегодняшнего дня. Заказчик не имеет законной возможности применять и оплачивать качественные материалы, применяемые по всему миру в дорожном строительстве. И комичность ситуации в том, что, к примеру, асфальтобетонные заводы знают, как сделать, и могут поставить смесь, устойчивую к колееобразованию и разрушению, но никто из заказчиков не берется ее оплатить, так как есть стандартные, но более дешевые смеси, которые разваливаются через несколько лет. И никто не берется доказать, что дешевле для бюджета: делать дорого и долговечно или часто, но по существующим расценкам. Конечно же, не везде требуются такие затраты и материалы. Так, например, в городской черте, где постоянно вскрывается дорожное покрытие для ремонта инженерных коммуникаций, нет никакого смысла укладывать дорогие смеси, другое дело вылетные и грузонапряженные трассы.

Другая серьезная, на мой взгляд, проблема – отсутствие асфальтобетонных производств во многих регионах. Качественно можно уложить только горячую смесь, имеющую определенную температуру. При плече доставки более 200–250 км достичь нужного результата достаточно сложно. В советские времена, насколько я знаю, места расположения асфальтобетонных заводов определялись директивно именно с учетом плеча доставки. На данный момент заказчик в регионах не создает инвестиционно-привлекательный климат, задачи такой не стоит, а страдает качество.

КиР: Что же тормозит разработку нормативно-правовой базы под технологии сегодняшнего дня?

А. С.: Отсутствие жесткой постановки задачи.

КиР: Мы обозначили главные на ваш взгляд проблемы. Каковы другие?

А. С.: Недавно в одном из регионов я рассказывал местным заказчикам о технологиях ремонта, применяемых в Петербурге, и путях решения тех проблем, которые они мне обозначали. В процессе обсуждения выяснили, что они с заказчиками из других регионов не общаются и о новинках в нашей отрасли не знают. Петербург давно применяет определенные технические решения, а для регионов это новость.

КиР: Что, заказчики даже не проводят конференции для повышения своей квалификации?

А. С.: Конференция – это всегда обмен опытом. Те или иные заказчики могли бы делиться опытом по возможности применения новых технологий, если серьезно подходить к организации конференций в каждом из федеральных округов. Конференции могли бы иметь большое значение, если не подходить к вопросу их проведения по остаточному принципу.

КиР: Да еще имеющиеся в России отраслевые СМИ не выполняют функцию информирования всех участников дорожного строительства.

А. С.: Наверное, так, получается.

КиР: Мы же с Вами знаем, от кого зависит повестка конференции. Кто из чиновников Минтранса захочет обсуждать реальные проблемы дорожной отрасли?
И потом, мы также знаем, что самые умные люди избирают предпринимательство как вид творчества. Поэтому предприниматели через свои ассоциации и СМИ и должны влиять на то, как конференции организованы. Разве не так?

А. С.: Наверное, так. Но у нас есть Министерство транспорта, которое должно регулировать обмен информацией.

КиР: Минтранс в лучшем случае обеспечит явку участников конференции, а профессионалы должны сделать выступления докладчиков содержательными и полезными. Изменение нормативно-правовой базы произойдет лишь под давлением практики. Если на конференциях практика дорожного строительства не подвергается предельно честному анализу, то какие есть основания считать, что нормативная база будет содействовать появлению качественных дорог?
Мне, как налогоплательщику, нужны хорошие дороги, а не комфортная для безделья среда безответственных чиновников. Мы же знаем любовь бюрократии к итальянскому типу забастовок. Понимаем, что чиновник должен действовать в рамках неких норм, значит, эти нормы, во-первых, должны быть нацелены на достижение качества дороги и чаще пересматриваться под воздействием новых технологий и реальной практики взаимодействия заказчиков и подрядчиков. Это взаимодействие надо интенсифицировать и сделать плодотворным. Там, где это достигнуто в России и за рубежом, дороги в хорошем состоянии, а где нет – ямы.

А. С.: Соглашусь с вами.

КиР: Антон Викторович, есть ощущение, что у Вас богатый опыт и Вы профессионал, раз решились создать в 2014 г. свою дорожно-строительную компанию. Это шаг рискованный, но решительный и продуманный. Контракты, которые Вы выполнили в Петербурге, Ленобласти и других регионах, свидетельствуют, что Вы готовы к конкуренции на рынке дорожных работ. По Вашей оценке, эта конкуренция велика? Что ее сдерживает?

А. С.: Конкуренция – явление полезное, вне всяких сомнений. В дорожной отрасли конкуренция на данный момент достаточно высокая, и каждый здравомыслящий руководитель компании ее приветствует. Но такому руководителю невозможно конкурировать с людьми, которые ориентированы на обман. Победив в конкурсе, такие люди даже не выходят на объект. В прошлом осталась практика, когда компании получали аванс без банковской гарантии. Жуликов в дорожной сфере очень много.

КиР: Жулики вносят нервозность в бизнес?

А. С.: В бизнесе нет эмоций – есть твердый расчет и целесообразность.

КиР: Наверное, в бизнесе действительно нет места эмоциям – интересует только прибыль. В предпринимательстве без энтузиазма не преуспеть. Поэтому предпринимательство – это вид творчества, а бизнес интересуют только деньги.

А. С.: Жулики, о которых я говорю, наносят экономический ущерб. Смотря на не освоенные заказчиком суммы, я понимаю, сколько километров дорог не отремонтировано и не построено. Миллиарды рублей не осваиваются! Это ужас!
Жулики безответственны, и с ними здравомыслящие бизнесмены конкурировать не будут. Ямы на дорогах, к которым мы все возвращаемся, как раз и кочуют из года в год чаще из-за жуликов, хотя заказчик все отработал и провел конкурс.
Ответственность за неосвоение бюджетных средств ослаблена и не регулирует рынок.

КиР: Ответственность чья: заказчика или недобросовестного подрядчика?

А. С.: И тех и других. На данный момент в вопросе неосвоения бюджетных средств в принципе отсутствует понятие «неотвратимость наказания».

КиР: Значит, попадание подрядчиков в Реестр недобросовестных поставщиков по госзаказу, который ведет антимонопольная служба, никого не пугает?

А. С.: Никого. Что значит попасть в Реестр недобросовестных поставщиков? Ну попало туда ООО – через две недели открывается новая фирма, и те же самые люди снова заявляются на конкурс.

КиР: Руководители ФАС уже высказываются, что мало отслеживать недобросовестные компании – следует следить и за жуликоватыми людьми, их учреждающими.

А. С.: Как часть регулятора рынка такая мера имеет право на существование, но она не отрегулирует рынок. Жуликоватые люди выходят на рынок ради легких денег.

КиР: Давайте назовем прямо и емко по-русски – чтобы урвать.

А. С.: Есть дорожные компании, содержащие только юристов и не имеющие никакой дорожной техники и рабочих.
А вот если бы за срыв госконтрактов была серьезная материальная ответственность, то жуликов было бы меньше. Жулик хочет урвать, зная, что наказание за это будет символическим. Но если он знает о неотвратимости наказания и размере убытков, которые он понесет в случае установления его вины в суде, то будет более осмотрительным. Проработка этого вопроса могла бы существенно повысить качество и объем выполняемых дорожных работ.


Здоровой конкуренции бояться не надо, она способствует процветанию тех, кто дышит в унисон со временем. Сегодняшний рынок динамичен, и неконкурентоспособным становится тот, кто не понимает, какие действия надо совершать, чтобы чувствовать рынок. Все, кто остался во вчерашнем дне, разоряются. Я это вижу своими глазами и понимаю, почему люди становятся банкротами.

КиР: Антон Викторович, можно ли приоткрыть тайну, что позволяет «Грант-Инвесту» выигрывать конкурсы?

А. С.: Да, готов сформулировать. Сейчас рентабельность контрактов на дорожные работы не очень высокая – где-то в районе 5–7 %. Выигрывать конкурс позволяет оптимизация всех процессов (штат, прямые затраты, внутренние регламенты и контроль качества). Если руководитель понимает ключевые проблемы своей организации и работает с ними, то он становится конкурентоспособным.
Мое мнение, понимание основных статей затрат и умение их оптимизировать делают меня конкурентоспособным. Думаю, по-другому в дорожной отрасли невозможно.

КиР: Давайте немного поговорим, как организованы конкурсы. Практика доказала несовершенство 44-ФЗ. Какие шероховатости проведения конкурсов Вы бы хотели убрать?

А. С.: Основной недоработкой в данном законе считаю отсутствие разумных пределов в определении заказчиком критериев оценки. Заказчик, например, сегодня имеет право поставить критерий опыта для участника процедуры, равный половине всего бюджета, выделенного на ремонт дорог, и ждет участников, способных продемонстрировать опыт выполнения такого объема. Какая тут конкуренция? Самый большой недостаток 44-ФЗ я вижу в том, что он способствует отсутствию конкуренции.

КиР: Что Вы пожелаете на 2017 год коллегам из дорожной отрасли? И свою компанию не забудьте.

А. С.: Всем бы пожелал успехов и достижения поставленных перед собой целей.
Наверное, самое большое счастье для руководителя, когда ты можешь сформулировать перед собой задачу и наслаждаться осознанием того, что ты ее решил. Конечно, появляются все новые и новые задачи.

КиР: И, наверное, мудрости при постановке реалистичных целей.

А. С.: Естественно!

После беседы с амбициозным зрелым предпринимателем каждый раз возникает приятное ощущение, что в промышленности России появляется новая генерация людей, мыслящих масштабно и способных достигать поставленных целей. С такими лидерами промышленности Россия непременно справится со всем грузом проблем. Именно таких людей желал увидеть Д.И. Менделеев, когда писал свой труд «К познанию России».

Беседовал Федор Кудеяр
 

Популярные