USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Сколько шагов от идеального клиента до национального предпринимателя? Часть 2

Журнал "Конкуренция и рынок" декабрь 2016 №6 (79) | Леонид Дружинин

Российские ресурсы пока используются недостаточно продуктивно, если судить о них по структуре нашего экспорта, темпам роста ВВП и численности среднего класса. Чем объясняется такое топтание на месте, когда вызовы требуют продуманной стратегии и энергичных действий? Кто поведет русский народ к победам в промышленности?

День прозрения

Как в любой европейской и азиатской стране, в России много праздничных дней. Но один уж точно стоит особняком, и отмечать его с толком россияне еще не научились. Менее 10 лет назад в России был учрежден в соответствии с международной традицией День российского предпринимательства. Что следует приурочить к 25 мая, толком не знают ни региональные власти, ни местные деловые сообщества. Многие в России даже не подозревают о существовании такого праздника!

С одной стороны, это неудивительно: как-никак большевигенция боролась с частными средствами производства, частной интеллектуальной собственностью и всеми «буржуями», к коим причисляла господ инженеров и деловых людей. Советская власть в своем разрушении Русской Цивилизации дошла до того, что даже предпринимательство назвала уголовно наказуемым преступлением. Вследствие этого русское общество закономерно понесло громадные потери – к концу XX в. Россия пришла без когорты предпринимателей мирового уровня, хотя бы близко приблизившихся к выдающейся личности XX в., православному предпринимателю Игорю Ивановичу Сикорскому.

От такого унижения предпринимательства в СССР выигрывали только конкуренты страны. Но, как известно, истина – дочь времени, а не авторитетов. Марксистский взгляд на экономику и, в частности, на то, кто наибольшим образом влияет на продуктивность промышленности, согласно которому бюрократия доминировала над предпринимателями, показал свою бесперспективность и даже абсурдность. К 1990 г. бюрократия России согласилась под давлением внешних и внутренних факторов отказаться от социалистической модели в экономике и вернуться к рыночной модели.

Кто главный на рынке? Тот, кто платит деньги даже за ненужные товары, или тот, кто получает деньги за товар?
Простодушным новые российские политэкономы с явным американским акцентом стали навязывать мнение, что в рыночной экономике главным является господин Потребитель. В его честь и общество названо – общество потребления. Как и в 1917 г., для его создания либеральные демократы во главе с Е. Гайдаром и А. Чубайсом предлагали сначала разрушить советскую систему отраслевых министерств, а заодно и институт Госплана. И действительно, пошло уничтожение советских министерств и нарушение производственной кооперации советских НИИ, КБ и заводов. Советский рынок был добровольно отдан либералами иностранным предпринимателям. Они были этому только рады. Придя в Россию, они не только привезли свои брендовые товары, но и стали за копейки скупать лучшие предприятия, управляемые бывшей советской номенклатурой.

Первая волна приватизации показала, кто готов стать во главе рыночной экономики – знаменитая «семибоярщина». В недрах экономики определилась довольно многочисленная группа челноков и менеджеров, способных прокручивать сделки масштаба одного 40-футового морского контейнера и более. Именно они организовали начало компьютеризации России и подключения к Интернету.

К моменту учреждения Дня российского предпринимательства национальные предприниматели были хоть и малочисленным, но вполне «оперившимся» слоем россиян. Это слой людей, пока не научившихся говорить с властью на равных. Они пытаются что-то требовать, стоя на коленях. Но им уже в ТПП на слетах «Деловой России» и «ОПОРЫ России» дают право голоса. И голоса эти часто звучат очень нестройно, скорее, заискивающе, так как только на это можно претендовать немногим выступающим.

Правительство РФ анализирует структуру экономики промышленных стран, с которыми ему приходится конкурировать на мировом рынке. В этих экономиках 50–70 % ВВП создается на малых предприятиях. Даже инновации в основном появляются в небольших компаниях, которые видят в риске создания нового продукта шанс вырваться на мировой рынок. Частная инициатива в бизнес-инкубаторах и технопарках при вузах показала в последние десятилетия XX в. впечатляющую результативность в создании инновационных товаров. Стало модно говорить об инновационной экономике, хотя иностранные эксперты предпочитают называть ее экономикой знаний, а новое информационное общество – обществом знаний. По крайней мере, именно такое общество создается для «золотого миллиарда» России.

Пропуск России в общество знания могут обеспечить лишь ученые, изобретатели, инженеры и предприниматели. Для этого предпринимательство в России надо популяризировать, а количество предпринимателей мирового уровня увеличивать. Пока российские чиновники не смогли организовать этот процесс: идет утечка мозгов, а предпринимательство не пользуется популярностью у молодежи.

Скрепя сердце чиновники решились на учреждение и в России давно популярного в мире праздника «Международный день предпринимательства» и учредили национальный праздник. Почему же День российского предпринимательства не обрел массовости? На этот праздник есть два взгляда: один – региональных властей, а другой – местных деловых кругов.

По мнению редакции журнала «Конкуренция и рынок», то, как отмечают День российского предпринимательства на уровне субъекта РФ и муниципального образования, может свидетельствовать о качестве партнерства властей с деловым сообществом и возможностях прорыва с психологии иждивенчества на поддержку лидерства. Со слабаками ни одну битву не выиграть. Во главе промышленных предприятий должны находиться амбициозные патриотичные лидеры. Сейчас их в России явно недостаточно.

Мы пригласили успешных предпринимателей в возрасте 40–50 лет принять участие в проекте «Новогоднее пожелание» и ответить на два вопроса:
- Что Вы желаете петербургскому деловому сообществу в 2017 г.?
- Как бы Вы хотели отметить День российского предпринимательства в субъекте РФ (городе, МО)?

В 2017 г. с этими вопросами мы будем обращаться ко всем деловым людям. Нам интересно узнать, чем они отличаются от русского делового сообщества 1917 г., которое не смогло проанализировать имеющиеся в обществе настроения и солидарно выступить за удержание России от сползания в полосу национальной трагедии и позора. Именно позора, так как вряд ли стоит гордиться гражданской войной, голодом, разрухой и массовой эмиграцией.

Если внимательно изучать рекомендации Д.И. Менделеева, то приходишь к выводу: в XX в. Россия потеряла около 100 млн человек. Мало того, что Россия потеряла наиболее образованную и трудолюбивую часть общества (а это 10 % населения в любой стране), так ее население к концу XX в. составляло не 350 млн человек, как предсказывал Менделеев, а не дотягивало до 150 млн.

Конечно, деловые люди могут заявить, что катастрофа России XX в. – дело не их рук, а политиков и бюрократии. Тут уместно задать им вопрос: ваше предприятие, как знаменитый концерн «Русско-Балтийский вагонный завод» (РБВЗ), будут уничтожать в угоду иностранных конкурентов и вы будете молча это созерцать? Неужели вы поступите так со своим детищем, на которое положили годы жизни? Если вы не бьетесь за сохранение конкурентоспособности своих товаров и предприятий, то вы не капитаны бизнеса, и ваш единственный удел – быть съеденными акулами капитализма. Что и наблюдаете практически весь XX в., за редким исключением.

Редакция журнала «Конкуренция и рынок» направила указанные выше вопросы миллиардерам Петербурга в возрасте 40–50 лет. Нам было интересно оценить, насколько развито чувство солидарности у деловых людей, сформировавшихся в эпоху 1900–2000 гг. и не имеющих опыта участия в советских партхозактивах. Социологи утверждают, что это очень жесткие люди; эффективные менеджеры, думающие только о высокой рентабельности своих инвестиций, подготовившие запасные «аэродромы» за границей и работающие в России вахтовым методом.
Наверное, таким деловым людям будет неинтересно копаться в русской истории, а значит, и ответственность за судьбу Русской Цивилизации в XXI в. они на свои плечи не взвалят.

 

Популярные