USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Сколько шагов от идеального клиента до национального предпринимателя?

Журнал "Конкуренция и рынок" декабрь 2016 №6 (79) | Леонид Дружинин

Российские ресурсы пока используются недостаточно продуктивно, если судить о них по структуре нашего экспорта, темпам роста ВВП и численности среднего класса. Чем объясняется такое топтание на месте, когда вызовы требуют продуманной стратегии и энергичных действий? Кто поведет русский народ к победам в промышленности?

Лидеры обозначают цели XXI века

В XX в. стало нормой для инженера и предпринимателя перед началом любого дела продумывать и составлять бизнес-идеи. Без предварительной конкурентной разведки, маркетингового исследования и четкого представления кому будет интересен ваш продукт и какую он вызовет реакцию, не стоит брать кредит в банке. Да его вам могут и не дать, так как не услышат правильных слов и уверенности в голосе. Кто такой сейчас самый желанный клиент в российском банке?

Банкиры любят рассуждать о взаимоотношениях с клиентами и достаточно определенно формулируют, какой клиент им предпочтителен: «…Клиенту важна не только ставка, но и то, насколько оперативно он может получить кредит, насколько комфортно будет его ежемесячно погашать, захочет ли он получить его снова. Качество сервисов для нас действительно не пустые слова.

Кто наши премиальные клиенты? Это люди, у кого годовой доход от 2 млн руб. и выше. Среди них примерно 70 % мужчин, а средний возраст таких клиентов – 30–50 лет. Это менеджеры крупных компаний, успешные собственники малого и среднего бизнеса. Они имеют активную жизненную позицию, много путешествуют, решают жилищные вопросы, думают о семье и детях, понимают, на каком автомобиле хотят ездить. Они требовательны к качеству сервиса. В том числе и в банковском обслуживании. Премиальный сегмент рынка индивидуальных клиентов довольно емкий. За такими клиентами не только гоняются все банки без исключения. Вся индустрия сервиса подстраивается под их вкусы. Растет конкуренция за внимание премиальных клиентов.

Казалось, рост числа премиальных клиентов надо приветствовать. Однако усиливающийся процесс расслоения российского общества приобретает угрожающий масштаб. Пусть растет в России количество владельцев автомобилей Bentley и Rolls-Royce, вертолетов и яхт. Это служит показателем появления успешных и взыскательных людей. Важно, чтобы они были патриотами, а не космополитами, которым хорошо и родина их там, где сытнее жизнь.

Космополиты пребывают в России временно. Всеми мыслями они там, где их семьи: в Калифорнии, Флориде, Великобритании, Монако или Испании. В России они делают бизнес. Они бизнесмены типа М. Шуфутинского и Б. Березовского. Такой тип бизнесменов распространен, и главное для них – прибыль.
Но помимо бизнесменов, в деловой среде встречаются предприниматели, которые говорят: «Я не бизнесмен, я предприниматель. Я придумал дело, сделал, получил удовольствие от результата, поработал над ошибками. Я не вступаю в альянс с бюрократией, этим занимаются совершенно другие люди, у них совершенно другой стиль жизни, другое мышление.

Я держусь подальше, выполняя все необходимые требования. Для меня государство – это как вода в аквариуме, в котором я – рыба».
Успешные предприниматели – люди думающие, но этого, как показали события 1917 г., оказывается недостаточно. Мало быть предпринимателем-рыбой. О карасях-идеалистах в последней четверти XIX в. писал еще знаток русской жизни М.Е. Салтыков-Щедрин. Представлять предпринимателя рыбой в аквариуме можно даже без большого натяга. Золотые аквариумные рыбки искусственно выведены из карасей. Ими можно любоваться, если в аквариуме чистая прозрачная вода.

Да вот незадача, вода (то есть конкурентная среда) во многих субъектах РФ не столь благоприятна для предпринимателей. Местная бюрократия (щуки) своими административными препонами, пренебрежением к добродетели и патриотизму предпочитают обдирать, как липку, карасей-предпринимателей. Чиновники придерживаются одной доктрины – предприниматели думают только о прибыли – и не делят деловых людей на бизнесменов, предпринимателей-карасей и предпринимателей-ершей. Ведь кроме предпринимателей-идеалистов и простодушных, думающих, что кто-то за них создаст благоприятные условия для развития их предприятий, есть предприниматели, понимающие российскую действительность без иллюзий, как ерш из сказки Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист».

Простота – хуже воровства. Эта истина слишком медленно прорастает в сознании ученых-изобретателей и инженеров. Они часто удивляются, почему власти их не замечают и не поддерживают. Наивные интеллигенты в успешных бизнесменах и критично мыслящих предпринимателях не видят своих партнеров, с которыми они только и могут создать среду, благоприятную для коммерциализации результатов НИОКР, изобретений и роста интеллектуального капитала в России.

Когда в аквариуме плавают одни лишь щуки (чиновники) и золотые рыбки-караси (ученые и предприниматели), то детям лучше не смотреть, что выходит из такого соседства рыб. А еще местные власти могут воду в аквариуме замутить и испортить. Разве не такая ситуация наблюдается в дотационных субъектах РФ?
Какую среду следует иметь для процветания национального интеллектуального капитала и роста продуктивности промышленности?

Региональные СМИ не пестрят высказываниями критически мыслящих деловых людей. Они правильно прочитали сказку «Карась-идеалист» и предпочитают вести прагматичную жизнь ерша, имеющего представление и об ухе, и о щуке. Однако, несмотря на их молчание, деловому сообществу России все равно надо солидаризироваться и вырабатывать реакцию на вызовы. Слишком медленно к деловым людям, особенно православным, приходит понимание, с кем они конкурируют даже в России. А когда нет четких ориентиров, стратегия выбирается невнятная и точно малопродуктивная. Есть ли у русских людей время продолжать блуждать в потемках?

Если все в России от милости Всевышнего, то следует уповать, что он пошлет в депрессивные субъекты РФ некоторое количество патриотично настроенных лидеров. Как распознать, что такой лидер в субъекте РФ появился? Сначала по словам, потом – по делам.

Камертоном появления в регионе патриотичного лидера может быть великий сингапурец Ли Куан Ю, который так обрисовал вызовы XXI в.: «На организованной журналом «Форбс» конференции глав крупнейших в мире компаний по предпринимательству, технологии и лидерству в деловом мире в XXI в. я спросил себя: в чем различие между этими факторами в прошлом и в настоящем? В своей основе ни предпринимательство, ни лидерство в деловом мире не изменились. Что изменилось, и изменилось до неузнаваемости, так это технологии. Технология требует от предпринимателя и делового руководителя думать и действовать в глобальном масштабе. Они не могут избежать сотрудничества или конкуренции с другими на международной арене.

Предприниматель побеждает или проигрывает в соревновании с другими в сфере своей компетенции в бизнесе независимо от национальной принадлежности игроков, поскольку все они будут способны вторгаться в сферу его национальных интересов и конкурировать с ним. До тех пор пока конкуренция шла в пределах национальных границ, каждая страна была в состоянии поощрять своих лидеров и заботиться о них, и у них вырабатывался различный стиль предпринимательства и делового лидерства, что давало в итоге различную корпоративную культуру.

…Разве такое возможно в нынешней глобализированной обстановке, созданной революцией в области информационных технологий и поддерживаемой ВТО? Я считаю, что странам до невероятности трудно создавать инкубаторы для подготовки своих национальных лидеров от бизнеса.
Сегодня очень трудно приспособиться к тектоническому сдвигу в глобальном экономическом балансе. В предстоящие десятилетия произойдет решающая трансформация, поскольку Китай в полном объеме вступит в конкуренцию в мировой экономике в качестве члена ВТО. Да и Индия не останется в стороне. Чтобы идти вперед, нам следует повысить уровень нашего образования, профессиональных навыков, знаний и техники. Учиться на протяжении всей жизни должно стать обязательным для каждого в этой экономике знаний при так быстро меняющихся технологиях. Тем, кто не очень хорошо образован и не может получить переподготовку, чтобы стать компьютерно грамотным, будет труднее находить работу на удобных фабриках, потому что иные предприятия не будут экономически выгодными в Сингапуре.

Для достижения успехов Сингапур должен стать многонациональным центром, способным привлекать заниматься переподготовкой и принимать таланты со всего мира. Мы не можем не допускать в наш клуб большие компании. Нравится нам это или нет, но они проникают в регион. Выбор прост. Либо у нас первоклассная авиакомпания, первоклассное пароходство и первоклассный банк, либо мы придем в упадок. Одна вещь, которую мы проделали в прошлые годы, состояла в том, что мы отказались от психологии страны третьего мира, пригласив многонациональные корпорации, и мы в этом деле преуспели. А теперь нам стоит отказаться от психологии стран третьего мира, которым присущ национализм. Нам надо быть интернационалистами в наших воззрениях и практике… Мы должны лелеять собственные таланты, чтобы они соответствовали мировым стандартам, и выставлять их на сравнение и на взаимодействие с их иностранными коллегами.

…Однако один фактор икс остается ключевым в определении различий, особенно для развивающихся стран – это нравственное руководство… Чистое, эффективно работающее, рациональное и предсказуемое правительство является обеспечивающим конкурентоспособность преимуществом».

Теперь у вас есть ориентир, какого регионального лидера посылает вам Всевышний. А если он вас не устраивает, то вы либо плохо просили (а значит, были равнодушны к выборам главы региона, считая «моя хата – с краю»), либо готовьтесь лучше и попросите Всевышнего еще раз. Бог милостив и не оставляет нас в беде одних.

Продолжение следует

Популярные