USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Северный путь короче

Журнал «Конкуренция и рынок» МАРТ 2008 № 1 (37) | Сергей ОЧКИВСКИЙ

 

СМП, а исторически Северо-Восточный проход, — главная судоходная магистраль России в Арктике. Она проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяя европейские и дальневосточные порты.

Протяженность Северного пути от Карских Ворот до бухты Провидения — 5600 км, или 3023,76 морских миль. Обслуживает он порты Арктики и крупных сибирских рек. По нему сюда завозят топливо, оборудование, продовольствие. Основные порты, расположенные вдоль Севморпути: Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, Провидения. Продолжительность навигации — 2–4 месяца (на отдельных участках дольше, с помощью ледоколов). В ноябре 1999 г. в Осло состоялась международная конференция, рассмотревшая результаты шестилетних исследований потенциальных возможностей СМП для международного использования, проведенных в рамках INSROP (Международной программы его освоения). В работе конференции впервые приняли участие судовладельцы, которые также обсуждали ключевые проблемы судоходства по этой транспортной магистрали.

Интерес иностранных судоходных и деловых кругов к СМП (по данным В. Пазовского) определяется двумя важнейшими факторами. Прежде всего, он может стать более выгодной с экономической точки зрения альтернативой осуществляемым ныне перевозкам между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки. По этому пути, например, от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль, тогда как через Суэцкий канал — 11 400 миль.

С другой стороны, он интересен для иностранцев как транспортная артерия по вывозу минерального сырья из арктических регионов России. В прилегающих к нему районах содержится 35% мировых

запасов нефти и газа. Перевозки же российского газа и нефти морским путем могут оказаться выгоднее строительства газо- и нефтепроводов. В то же время ледовая обстановка в Баренцевом море и в западной части Карского моря вполне благоприятна и позволяет проходить танкерам ледового класса без сопровождения ледоколами в течение большей части года. По СМП можно организовать перевозку минеральных удобрений с Кольского полуострова в Восточную Азию.

За последние годы объем перевозок по СМП сократился почти в 4,5 раза, но прогнозируется его увеличение: к 2010 г. — до 12 млн т, к 2020 г. — до 50 млн т. В 2015–2020 гг. ежегодный объем экспортных перевозок сжиженного газа с полуострова Ямал, по сегодняшним оценкам, может соста-

вить 20 млн т, газового конденсата из района Оби и Енисея — 1–3 млн т. И нефти из месторождений Тимано-Печорского бассейна — 25–30 млн т. Это не считая перевозок минеральных удобрений, никеля, леса. С разработкой Россией природных ресурсов Севера будут расти и перевозки машин и

оборудования. Эти грузопотоки могут стимулироваться только инвестициями в освоение арктического Севера и Сибири. Потенциальный объем транзита по СМП оценивается специалистами в 8–12 млн т в год.

Предстоит возродить СМП в новом качестве. Новый транзитный маршрут будет иметь право на жизнь только в том случае, если он окажется выгоднее и конкурентоспособнее существующих.

В докладе Балтийского и Международного морского совета (BIMCO — международная неправительственная морская организация, учрежденная в 1905 г. судовладельцами Европы, включая Россию, для выработки согласованной политики и практики в области трампового судоходства) подчеркнуто, что СМП, сокращая почти вдвое проход судов по сравнению с существующими транзитными маршрутами, позволит судовладельцам только на текущих эксплуатационных расходах, на горючем экономить огромные суммы, что не замедлит сказаться на уровне фрахтовых ставок. Сокращение времени на доставку грузов повысит качественные показатели международной торговли.

Администрации СМП требуется решить ряд проблем для приведения маршрута в соответствие с международными стандартами морского судоходства: обеспечить четкую организацию поиска и спасения на всех его участках; наладить бесперебойное обеспечение всех судов информацией о погодных и ледовых условиях на всех участках трассы во время их прохода. В экстремальных условиях Арктики приобретает особое значение для обеспечения безопасности высокая квалификация работающего на трассе персонала СМП (квалификации лоцманов, капитанов ледоколов, операторов портов и других лиц, контактирующих с проходящими по трассе судами). Кроме ледоколов потребуются специализированные суда ледового класса (зимой — усиленного ледового класса) и танкеры — только с двойным корпусом. Все суда должны иметь дополнительное аварийное снабжение и комплектоваться командами, подготовленными для работы в Арктике.

В зарубежных судоходных компаниях мало подобных судов. Инвестиции в строительство судов для Арктики станут целесообразными только тогда, когда эксплуатация СМП докажет его конкурентоспособность по сравнению с другими маршрутами доставки грузов. России предстоит своими силами построить первые караваны судов и обеспечить требуемые стандарты судоходства. Пока же СМП как транзитная магистраль остается резервом международной транспортной системы.

 

Полностью статью читайте в журнале «Конкуренция и рынок» МАРТ 2008 № 1 (37)

 

Популярные