
Журнал "Конкуренция и Рынок" № 5 (78) 2016, продолжение
Интервью с ректором Санкт-Петербургского государственного экономического университета, д. э. н. Игорем Максимцевым.
Отрадно, что опыт наших ученых сейчас востребован руководством страны и на других уровнях управления государством. Ученые могут подсказать путь развития с учетом наших возможностей, национальных приоритетов в отраслях экономики.
Надо сказать спасибо руководству страны, что они увидели и используют конкурентные преимущества, которыми мы располагаем.
КиР: Если есть ученые, которые профессионально честны в поиске истины, то они должны быть достойно оценены – получать гранты Правительства РФ и Петербурга. Однако поиск истины требует от ученого еще и смелости. Конъюнктурная работа к истине не приближает, а скорее, отдаляет.
Поиск истины требует не только аналитических способностей, но и владения методологией исследования. Однако есть мнение, что статистика в СССР и в современной России далеко необъективна. Может быть, у Ваших ученых есть более достоверная статистика, на основании которой они делают абсолютно точные прогнозы?
На Ваш взгляд, статистика экономики России дает возможность разобраться в процессах, происходящих в стране?
Есть мнение, что статистика в императорской России достигла более высокого уровня, чем в СССР. А на лукавой статистике даже при наличии самой лучшей методологии хорошую рекомендацию ученым не создать. Да и оставаться честным ученым очень сложно.
И. М.: Вопрос использования информационной базы для дальнейшего анализа, прогнозирования, подготовки глубоких исследований всегда был важен: и в СССР, и сейчас. Мы с Вами понимаем, что не всегда можем полагаться на статистику, так как она тоже может быть конъюнктурной. Сейчас источников информации стало больше. Интернет поможет проанализировать не только российскую статистику, но и всемирную, различных международных организаций.
Честным ученым быть действительно непросто. В последние годы мы понимаем, что многим бы хотелось услышать «одобрямс». Так было принято в императорской России и в СССР, когда человека, «колючего человека» со своими представлениями и своей жизненной позицией не каждый руководитель был готов держать на рабочем месте. Для этого он должен был обладать интеллектом и мужеством и понимать, что это люди «неудобные» и жестко проводящие свою позицию при подаче аналитического исследования.
Эти люди, на мой взгляд, особенные. Мне приятно, что у нас в университете дискуссии идут на высоком интеллектуальном уровне. Это, конечно, идет от среды. Или мы будем однородной средой, где все будут говорить одно и то же, или же мы постараемся создать разные точки зрения. Это будет ни в коем случае не оппозицией, а разными подходами, разными стилями мышления, разными методологиями исследования. И то, что это отсутствует сейчас в стране, мы видим, и это важно. У каждого эксперта свои источники информации, свои статистики, своя методология или калька с Запада.
Мы заметили, что в последние два года и даже дольше многие компании федерального уровня стали обращаться к российским университетам и исследовательским центрам, пренебрегая большим опытом компании «Маккензи» и «большой четверки». Почему это происходит? Во-первых, все начинают считать расходы, которые у них идут на научные исследования. А во-вторых, более грамотно используют те решения и прогнозы, что выдают консультационные компании. Мне очень приятно, что эту позицию разделяют многие руководители компаний, с которыми университет работает. Мы с ними понимаем, что российский подход – это особый подход.
Когда человек обучает своего ребенка на Западе, то думает, что, когда ребенок вернется сюда в Россию, он всех перещеголяет. Дорогие друзья, у нас в стране своя специфика работы, бизнеса, экономики, и учиться этому надо в России.
А если они думают, что ребенок останется за границей, получив образование в Великобритании и США, то поверьте, там тоже много значимых родителей, которые будут лоббировать своих детей и которые гораздо лучше понимают ту среду. Им скорее доверят руководящие посты в компаниях, чем российским гражданам. Исследования российских ученых в последние годы стали заметно востребованнее.
Да, подчас статистики недостаточно, но это стимулирует искать новые источники и подходы и расти как ученому. И тогда публике будет предоставлена возможность судить, насколько объективен исследовательский центр или конкретный ученый помогают преодолевать вызовы.
КиР: Игорь Анатольевич, не вызывает сомнения, что в экономическом университете сосредоточение экспертов по финансам и экономике, которые имеют мнение, как справляться с вызовами предприятиям различных отраслей экономики СЗФО РФ, и в частности Петербурга. Их комментарии представляют ценность. Однако почему-то в СМИ мнение экспертов из СПбГЭУ не встречаются. Чем это вызвано? Может, финансовое просветительство предпринимателей и населения в Вашем университете запрещено? Ведь если научные школы сохранились, то подготовка экспертов налажена и они вполне могли бы быть людьми публичными.
И. М.: Подготовка экспертов в университете налажена, то есть сохранены традиции научных школ. Однако оплата труда исследователей за последние десятилетия способствовала их сокращению. Молодежи в науке немного. Да, опытные исследователи получают гранты на свои работы, к которым подключают большие коллективы специалистов.
Последние два года у нас происходили сложные процессы объединения с двумя вузами – три университета влились в единый экономический университет. Потребовалось время, чтобы понять: объединение состоялось либо оно развалилось окончательно? В данном случае нам повезло. Спасибо моей команде, педагогам вузов и студентам – мы завершили объединение.
В последнее время мы занимаемся проектами с федеральными структурами и крупными компаниями. Конечно, публичность – важная составляющая деятельности вуза. Она привлекает внимание к вузу и улучшает его имидж. Но Вы правы, количество экспертов университета, выступающих на телевизионных каналах, невелико. Наверное, когда в 2012 г. началось объединение вузов, мы находились в информационном вакууме. Потом нас не стали приглашать, так как эта ниша быстро заполняется другими людьми, умеющими хорошо подать материал, когда тебе дается две минуты на то, чтобы разложить проблему. Для пропаганды финансовых знаний нужно чуть-чуть больше времени. Показать историю проблемы и сделать некоторые акценты требует не только мастерства эксперта, но и времени.
Я могу сказать, что количество наших экспертов мы увеличили и будем увеличивать. Публикации наших исследований в солидных федеральных экономических журналах будут появляться чаще.
У нас в университете регулярно проводятся круглые столы по рассмотрению актуальных вопросов. К примеру, недавно состоялся круглый стол, посвященный энергетике Евразийского союза, и мы убедились, что наши эксперты стали выходить на позиции, которые не демонстрировались, так как ученые были отвлечены объединением вузов.
КиР: Игорь Анатольевич, если я Вас правильно понимаю, то журналу «Конкуренция и рынок» посчастливится опубликовать статьи исследователей СПбГЭУ по проблемным темам российской экономики?
И. М.: Вы абсолютно правильно меня поняли. Сотрудничество с журналом нам интересно.
КиР: Некоторое время назад в редакционном совете журнала «Конкуренция и рынок» родилась идея создания кафедры теории и практики конкурентных процессов, имеющей целью стать площадкой межведомственного обмена мнениями экспертов в области конкуренции и экономической безопасности, и, конечно, подготовки финансовых аналитиков экстра-класса. Где, как не в ведущем экономическом вузе СЗФО РФ, открывать кафедру ТиПКП?
Как Вы считаете, открытие такого направления подготовки специалистов деловое сообщество поддержит?
И. М.: В моих переговорах с представителями крупных компаний вопросы экономической безопасности и повышения конкурентоспособности поднимаются часто. Это свидетельствует о востребованности специально подготовленных аналитиков. Ведь все признают – конкуренция и маркетинговые войны требуют хорошо подготовленных специалистов. Наверное, в 17-летнем возрасте такую подготовку начинать рано. В магистратуре или при получении дополнительного высшего образования подготовка таких аналитиков целесообразна.
Предлагаю в конце ноября – начале декабря провести круглый стол на эту тему с участием представителей делового сообщества, правоохранительных органов и, конечно, членов редакционного совета журнала «Конкуренция и рынок». Вы согласны?
КиР: Игорь Анатольевич, конечно, согласны и непременно по результатам выступлений на круглом столе подготовим публикацию.
У Вашего университета впечатляющий состав попечительского совета – они эксперты реальной экономики. Наверняка Вам известны их взгляды, которые учитываются при подготовке студентов и аспирантов.
Какие проблемы в национальной экономике наиболее часто называются и вызывают жаркие споры в среде ученых и деловых людей?
И. М.: Да, действительно, наш попечительский совет, на мой взгляд, удачно сочетает в себе как людей из бизнеса на международном уровне (Миллер, Мордашев), так и на уровне федерального округа, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и представителей госорганов (Говорунов, Косачев, Мокрецов, Патраев). Именно это и позволяет вести эффективный диалог о проблемах экономического развития России, СЗФО РФ, Санкт-Петербурга, что дает возможность переносить эту дискуссию в студенческую среду, а последнее дает возможность обучающимся понять процессы, происходящие в российской и мировой экономике, и выработать соответствующие взгляды.
Проблем в национальной экономике и на международной арене достаточно много. Это и проблемы энергетической безопасности России, подъема высокотехнологичной обрабатывающей промышленности, борьба с коррупцией и развитие банковского сектора, обеспечение социальных гарантий в условиях ресурсных ограничений, оптимизация основных направлений внешнеэкономической политики, проблемы высшей школы и здравоохранения, интеграции России в мировую экономическую среду, в том числе на уровне экономических союзов (ЕАЭС).
Именно эти и ряд других проблем являются предметами достаточно жарких и порой нелицеприятных дискуссий как в научной среде, так и в деловом мире, но, как известно, истина рождается в спорах. Естественно, мы стараемся, чтобы наши студенты были в курсе всех этих важных для России событий, и не просто в курсе: привлекаем их к обсуждению, в том числе с участием членов нашего попечительского совета. Это реализуется на уровне включения этих дискуссионных вопросов в курсы для бакалавров, магистров и аспирантов, проблемных семинаров по различным вопросам экономики, темы дипломных работ, в том числе по заказам города и таких глобальных корпораций, как Газпром и др.
Продолжение следует
Полностью материал читайте в журнале "Конкуренция и Рынок" № 5 (78) 2016
- Войдите, чтобы оставлять комментарии