USD 73.98₽
EUR 80.54₽

С.А. Рачинский, В.В. Розанов, С.Ф. Шарапов. О системе образования в России

21 апреля 2016

С января 1893 года в журнале «Русский вестник» начались печататься статьи В.В. Розанова против рутины гимназического обучения. Статьи легли в основу философско-педагогического труда, который стал известен под названием «Сумерки просвещения» (1899). Открывал его Розанов размышлениями об уникальности человека: «Человек именно в индивидуальности своей несет свой существенный особый смысл, в ней же лежит и родник всякого духовного творчества».

В философско-педагогической концепции, которая прослеживается в статьях 90-х г.г., Розанов определяет основные принципы образовательной деятельности, реализацию которых необходимо обеспечить, чтобы преодолеть застой в развитии отечественной школы.
Первым принципом является принцип индивидуальности, который рассматривается Розановым как «общая теория» классического образования. Основное содержание этого принципа предполагает, что и в обучающемся, и в учебном материале должна быть сохранена индивидуальность – «особенность» (не ученик вообще и не знание вообще).
Второй принцип – это принцип целостности, основанной на том, чтобы «всякое входящее в душу впечатление не прерывалось до тех пор другим впечатлением, пока оно не внедрилось, не окончило свое взаимодействие с нею» (душою).

Принцип единства типа выдвигается В.В. Розановым как третий и последний, на котором может быть построено истинное образование. Он состоит в требовании, чтобы впечатления, падающие на душу обучаемого, были непременно одного типа. Таким образом, Розанов указал на педагогические проблемы, такие как отсутствие в педагогической практике индивидуального подхода к личности ребенка, эклектичность содержания и сложность образовательной программы.

В 1893 г. переехав в Петербург, Розанов поступил на государственную службу, но продолжил писать разнообразные статьи. Здесь он знакомится с С.Ф.Шараповым, который также находился на государственной службе (1890-1894). Вместе посещали они славянофильский кружок. Публицистикой занимался и Сергей Федорович Шарапов. Еще в 1881 году он начал сотрудничать в газете «Русь» И. С. Аксакова, подписываясь псевдонимом «Земледелец». В 1884-85 гг. С.Ф. Шарапов – корреспондент газеты «Новое время». Он издавал и собственную газету «Русское дело» (1886-1890).

В 1897 году Шарапов организовал в Петербурге политическую, экономическую и литературную газету «Русский труд». Небольшая газета на 20-30 страницах, имевшая формат журнала, включала 119 передовых статьи, освещала церковные вопросы, имела иностранный и экономический отделы, печатала литературные произведения и письма читателей. Как издатель и редактор газеты, Шарапов испытал достаточно трудностей. В течение трех лет его редакция в Петербурге не раз меняла свой адрес, а за критику правительства в ноябре 1899 года «Русский труд» был закрыт.

В газете Шарапов освещал и проблемы образования. Знавший о подвижнической деятельности Рачинского он поместил о нем статью в «Русском труде». В газете от 15 мая 1899 года № 20 Шарапов на первой странице напечатал фотографию Рачинского и на восьмой - одиннадцатой страницах - очерк «С.А. Рачинский» за подписью Василий Янчевецкий. В следующем номере — № 21 «Русского труда» Сергей Федорович сообщил о царском рескрипте, в котором царь Николай II высоко оценил педагогическую деятельность С.А. Рачинского.

В 1899 году С.Ф. Шарапов буквально перед закрытием газеты «Русский труд» в № 42 от 16 октября, успел напечатать портрет Розанова, поместил написанную автобиографию и клише его почерка.
На пятой — восьмой страницах газеты был помещен очерк «Василий Васильевич Розанов». Подтолкнула Шарапова к этому шагу статья М.А. Протопопова в «Русской мысли», направленная против Розанова. Сергей Федорович считал, что «Розанову русская жизнь и русская литература, несмотря на все его чудачества страшно многим обязана, а г. Протопопову равно ничем». По мнению Шарапова вещь Розанова, которая «заслуживает не только благодарности россиян, но, без всякого преувеличения – памятника, это «Сумерки просвещения».

Выше было сказано, что в этом педагогическом труде Розанов отстаивал уникальность личности человека и определил основные принципы образовательной деятельности.

Полностью читайте на http://reosh.ru/s-a-rachinskij-v-v-rozanov-s-f-sharapov-o-sisteme-obrazo...

Популярные