USD 76,57 ₽
EUR 82,29 ₽

После выборов в Бундестаг: три возможных сценария

26 сентября 2017

«Ямайка», «большая коалиция» или новые выборы?

Василий ФЕДОРЦЕВ

Итоги прошедших выборов в Бундестаг одновременно и оправдали ожидания, и преподнесли сюрприз. ХДС/ХСС по итогам голосования заняли первое место, и канцлером вновь вероятнее всего станет Ангела Меркель. Но прежде ей  необходимо договориться о составе правящей коалиции, и эти переговоры, учитывая итоги выборов, обещают быть непростыми.

Главным сюрпризом стал результат ведущих партий — ХДС/ХСС и СДПГ. Рейтинг ХДС/ХСС падал последние несколько недель, но тем не менее опросы накануне выборов прогнозировали, что блок получит порядка 35-37% голосов. В итоге же ХДС/ХСС получили только 32,9%. Результат СДПГ стал также ниже ожидаемого и при этом самым худшим за всю послевоенную историю — 20,5%. То есть, Мартин Шульц не только не смог оправдать возлагавшихся на него надежд, но и привел партию к новому историческому поражению.

Неформальным же победителем стала «Альтернатива для Германии», набравшая 12,6%. Причем за счет голосов избирателей не только в традиционно протестных восточных землях, но и, например, в Баварии, где АдГ отобрала весомую долю голосов у ХСС. Несмотря на то, что ХСС как всегда победил во всех одномандатных округах, он потерял порядка 10% голосов по сравнению с прошлыми выборами. И это дает пищу для размышлений руководству правящей партии Баварии — ведь через год там предстоят земельные выборы.

По итогам выборов в Бундестаг возможными являются только два формата правящей коалиции: либо новая «большая коалиция» (ХДС/ХСС и СДПГ), либо так называемая «ямайка» (ХДС/ХСС, СвДП и «Зеленые»). Теоретически, конечно, существуют и иные варианты, но они исключены, поскольку Левая партия является абсолютно неприемлемым партнером для ХДС/ХСС и СвДП, а АдГ — вообще для всех прошедших в Бундестаг партий. Однако есть еще и третий сценарий — новые выборы, в случае, если ХДС/ХСС не удастся сформировать ни один из двух возможных форматов коалиции.

Уже  в первый час после закрытия избирательных участков представители руководства СДПГ, включая самого Шульца, заявили, что их партия намерена уйти в оппозицию. Таким образом, социал-демократы не оставили Меркель никакого иного варианта, как договариваться о коалиции с СвДП и «Зелеными». С одной стороны, это вполне ожидаемый шаг со стороны СДПГ: «большая коалиция», неизбежно связанная с компромиссами и уступками, как уже неоднократно можно было убедиться, приносит партии лишь очередное поражение на выборах. Находясь же в оппозиции, социал-демократы смогут заняться тем, чего от них уже давно ждут избиратели, а именно — обновлением партии и ясным определением свыоей повестки дня. Но одновременно, уходя в оппозицию, СДПГ ставит Меркель в крайне сложное положение и фактически провоцирует политический кризис.

Позиции ХДС/ХСС, СвДП и «Зеленых» слишком сильно расходятся между собой по целому ряду ключевых для Германии вопросов: от налоговой и миграционной политики до оборонного бюджета и проблем еврозоны. Причем договариваться в случае «ямайки» придется даже не трем, а четырем контрагентам, поскольку ХСС, для которой крайне важны предстоящие земельные выборы в Баварии, будет выступать с особой позицией. Диаметрально противоположные подходы «Зелёных» и ХСС к вопросам миграционной политики здесь могут сыграть ключевую роль. Совершенно неясно, как «Зелёные» смогут договориться с ХСС, требующей введения лимита числа принимаемых в Германии беженцев, а ХСС — с «Зелеными», которые выступают за открытость в отношении мигрантов. И как подобный союз отразится на рейтинге ХСС, значительное число избирателей которого на выборах в бундестаг ушли именно к выступающей с резко антимиграционных позиций АдГ.

Кроме всего прочего, подобная коалиция, сильно напоминающая лебедя, рака и щуку, будет крайне нестабильна, и это создаст серьезные проблемы уже для ХДС и лично Меркель. Поскольку вместо решения реальных политических проблем правительство будет больше занято внутренними дрязгами и попытками выработать единую позицию.

Однако надо учитывать, что на Германию сейчас смотрят все страны Евросоюза, ожидая, когда в Берлине будет сформирован новый кабинет и можно будет продолжить уже набравший обороты процесс реформирования ЕС. Так например, французский президент Эммануэль Макрон еще несколько недель назад анонсировал свой план реформирования союза, заявив при этом, что озвучит он его только после немецких выборов. Этот фактор, а именно осознание лежащей сейчас на партиях Германии ответственности, может стать ключевым в процессе формирования коалиции. И лидер СвДП Кристиан Линднер, говоря после выборов о готовности к переговорам о «ямайке», заявлял именно об ответственности, которую несет его партия.

Тем не менее, понимание ответственности еще не является гарантией успеха коалиционных переговоров между ХДС/ХСС, СвДП и «Зелеными». Не исключено, что эти переговоры провалятся — слишком велики расхождения между партиями. О таком сценарии Мартин Шульц говорил еще в августе. В одном из своих выступлений перед избирателями он заявил, что после неудачи на переговорах о «ямайке» Меркель придет к СДПГ с предложением о коалиции. «Но я отвечу «нет». И потом будут новые выборы», — сказал тогда лидер социал-демократов.

Если переговоры с СвДП и «Зелеными» не увенчаются успехом, то Меркель, безусловно, придет к Шульцу. Но сможет ли и захочет ли он действительно сказать ей «нет»? Отказ СДПГ в этом случае будет означать новые выборы, то есть социал-демократы продемонстрируют свою «безответственность» и станут дестабилизирующим фактором не только для самой Германии, но и для всего Евросоюза. Если же СДПГ скажет «да», то она сможет не только оправдать свое решение ответственностью за судьбу страны и ЕС, но и получить для себя максимально выгодные условия при подписании коалиционного договора — у ХДС/ХСС в данном случае не будет иного выхода, кроме как идти на уступки. Не исключено, что именно в этом заключается стратегия социал-демократов.

На прошлой неделе Шульц заявил, что передаст решение о том вступать ли СДПГ в коалицию, и если вступать, то с кем, на голосование членов партии — так же, как это было после выборов 2013 года. И вполне вероятно, что в случае предложения о коалиции со стороны ХДС/ХСС, члены СДПГ, несмотря на весь свой скепсис, так же, как и в прошлый раз, перед лицом возможного политического кризиса проголосуют за новую «большую коалицию».

Но если ХДС/ХСС все же не удастся договориться ни с СвДП и «Зелеными», ни с СДПГ, то единственным решением станут новые выборы в бундестаг.

 

Партии ХДС/ХСС и СДПГ получили наихудший за всю историю результат

Вячеслав КАЛИНКИН   

По предварительным данным на состоявшихся 24 сентября выборах в Бундестаг нового 19-го созыва больше всего голосов (33%) получила партия Ангелы Меркель – Христианско-демократический союз (ХДС) вместе с родственным баварским ХСС. На втором месте – Социал-демократическая партия Германии (20,5%), на третьем – правая «Альтернатива для Германии» (АдГ, 12,6%).

Для ХДС это самый низкий после 1949 года результат, хотя другие партии выступили еще хуже. Именно поэтому соратники А. Меркель смогут снова взять на себя инициативу по формированию правительства и в ближайшее время начнут консультации со своими потенциальными «младшими» партнерами.

После самоотвода социал-демократов на эту роль подходят только либералы из Свободной демократической партии (СвДП) и «Зелёные». Их гипотетический союз в случае создания станет абсолютной новацией в германской политике федерального уровня. Этот вариант правительственной коалиции журналисты именуют «Ямайкой» – в Германии у каждой партии есть свой фирменный цвет, и в случае с ХДС/ХСС, СвДП и «зелеными» их сочетание соответствует триколору карибского государства.

«Чёрно-желто-зелёный» – не очень надёжная комбинация, а христианские демократы не любят экзотики и экспериментов. Думается, что привычная «большая коалиция» с СДПГ была бы Меркель больше по вкусу. Тем не менее лидер социал-демократов М.Шульц отверг такую возможность ещё в ходе предвыборной кампании и пока своего мнения не изменил.

Трудно сказать, чего в этой позиции больше – тактики или принципиальных соображений. Возможно, что согласившись на сотрудничество с ХДС/ХСС в третий раз (после 2005 – 2009 и 2013 – 2017 годов), социал-демократы действительно растеряли бы остатки популярности и в перспективе перестали быть массовой партией. С другой стороны, не исключено, что несостоявшийся канцлер пока набивает себе цену перед тем, как всё-таки пойти на союз с Меркель. А может Шульц рассчитывает на недолговечность её будущей коалиции, открыто предвещая «правительственный паралич».

Ряд экспертов допускают возможность повторных выборов, если переговоры между партиями зайдут в тупик. В том, что консультации будут сложными и затяжными, мало кто сомневается. Четыре года назад на них ушло три месяца.

Семь политических сил преодолели пятипроцентный барьер и уверенно проходят в парламент. К победителям среди них относятся СвДП и АдГ. Обе обновили кадры, покинули стан внепарламентской оппозиции и существенно улучшили результат по сравнению с избирательной кампанией 2013 года (поддержка АдГ выросла почти втрое). Обе остаются в центре внимания СМИ и отчасти обязаны им своим успехом.

Однако будущий статус этих партий различен. Глава СвДП К.Линднер имеет все шансы из регионального политика разом превратиться в фигуру общефедерального масштаба, заняв пост министра иностранных дел. Представителям «Альтернативы» коллеги по парламентскому цеху напротив грозят изоляцией, несмотря на то, что по итогам выборов она заняла третье место (а на востоке Германии – второе).

Что касается канцлера, то надо отдать должное А.Меркель – получив власть ещё в 2005 году, она цепко за неё держится. В этом ей помогают собственная партия, лояльные СМИ и слабые социал-демократы. На выборах 2009, 2013 и 2017 годов соперники от СДПГ выглядели скорее дублёрами, а не серьезной альтернативой «мамочке». «Это тот же истеблишмент, только с другого боку», – так высказался о М.Шульце один из политологов.

Выборы в Германии в 2017 году проходят по другому сценарию, чем во Франции или США, здесь пока нет сильной поляризации общества, а межпартийное сотрудничество и поиск компромиссов заложены в самой политической системе. Меркель об этом известно, и она в очередной раз сделала ставку на конформизм избирателя. В предвыборных роликах ХДС на фоне музыки, подходящей для медитации, канцлер вкрадчиво говорила о Германии, в которой «хорошо и комфортно» жить. Треть избирателей откликнулись на это послание.

Меркель пока никуда не уходит. Хотя всё же фундамент её власти дал трещину. Она теряет голоса и не может оставаться на вершине, не меняя партнёров по коалиции. Кажется, лидер ХДС рискует повторить ошибку своих знаменитых предшественников, политических долгожителей К.Аденауэра и Г.Коля, которые засиделись в кресле канцлера и упустили подходящий момент для красивого ухода.
 

РИСИ

Популярные