USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Репутация с «душком». Опыт внедрения в России показателя «деловая репутация», как критерия оценки заявок на участие в конкурсах оказался неоднозначным.

8 сентября 2015

Федор Кудеяр

Опыт внедрения в России показателя «деловая репутация», как критерия оценки заявок на участие в конкурсах оказался неоднозначным.
Установленные Постановлением Правительства РФ № 1085 показатели нестоимостных критериев оценки заявок на участие в любых конкурсах предусматривают такой показатель, как «деловая репутация». В практике заказчиков можно наблюдать различные варианты измерения данного показателя. Кто-то подсчитывал количество грамот и благодарственных писем, иные вычисляли разницу между рыночной стоимостью участника закупки и балансовой стоимостью его активов. Были и другие «методы». Но ни один из них не являлся, на наш взгляд, объективной мерой деловой репутации. Теперь уж, деловую репутацию, по мнению чиновников, можно точно вычислить.

Ситуация изменилась когда 1 сентября 2014 года вступил в силу ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций».

Данный ГОСТ был разработан партнерством «Национальный ситуационный центр развития саморегулирования «Специальный Ресурс», ЗАО «Институт деловой репутации» и ОАО «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации». ГОСТ был внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 066 «Оценка опыта и деловой репутации предприятий».

На июнь 2015 года Росстандартом было зарегистрировано две системы: Система добровольной сертификации «Системы оценки российского бизнеса» и Система добровольной сертификации «Оценка опыта и деловой репутации».

Организациями, представившими системы на регистрацию, являлись ООО «Единый Исследовательский Центр Экспертизы и Аттестации» и НП «Национальный ситуационный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс» соответственно.

Объектами сертификации, согласно данным реестра Росстандарта, являлись строительные организации, организации, осуществляющие архитектурно-строительное проектирование, негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, инженерные изыскания, производители строительных материалов на соответствие требованиям ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций».

Однако еще на этапе регистрации данных систем в Росстандарте сам Росстандарт, на наш взгляд, был введен вышеуказанными организациями в заблуждение.

Федеральным Законом РФ от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О Техническом регулировании» предусмотрено, что система добровольной сертификации представляет из себя, по большому счету, правила функционирования системы.

Зарегистрированная 04 июля 2014 года система «Оценка опыта и деловой репутации» в своих правилах ссылается на ГОСТ Р 56002-2014.

Так, согласно разделу 4 правил, объектами сертификации Системы являются организации, выполняющие работы, представленные в Приложении В ГОСТ Р 56002-2014, включая:

-  строительные организации;

-  организации, осуществляющие архитектурно-строительное проектирование;

-  организации, осуществляющие негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий;

-  организации, осуществляющие инженерные изыскания;

-  производители строительных материалов.

Напротив, Приложение В ГОСТ Р 56002-2014 содержит виды работ, относящиеся исключительно к сфере деятельности строительных организаций. Такой же вывод можно сделать из самого названия данного ГОСТ: «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций». Разделом 1 ГОСТ Р 56002-2014 установлено, что стандарт устанавливает общие требования, модели и критерии оценки деловой репутации строительных организаций на базе опыта их деятельности.

Таким образом, распространение действия системы добровольной сертификации, основанной на требованиях ГОСТ Р 56002-2014, на объекты сертификации, выполняющие иные виды работ, за исключением строительных работ, является исключительно самодеятельностью НП «Национальный ситуационный центр развития саморегулирования «Специальный ресурс».

Подтверждением этого являются правила функционирования системы добровольной сертификации «Системы оценки российского бизнеса».

В данных правилах однозначно разделены объекты сертификации. Строительные организации сертифицируются в порядке, предусмотренном ГОСТ Р 56002-2014. Иные организации, в т. ч. организации, осуществляющие архитектурно-строительное проектирование, негосударственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, инженерные изыскания, производители строительных материалов – в порядке, предусмотренном ГОСТ 66.0.01-2015.

Из всего вышеизложенного следует вывод, что разработчиками систем добровольной сертификации, позволяющих оценить деловую репутацию строительных организаций на основании базового стандарта ГОСТ Р 56002-2014 «Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций», необоснованно оценивались опыт и деловая репутация иных субъектов предпринимательской деятельности, оценка которых не предусмотрена требованиями данного национального стандарта

О причине такой самодеятельности разработчиков можно только догадываться. Но в настоящее время, проектных организаций, получивших такие сертификаты можно насчитать далеко не одну и не две. При этом минимальная стоимость такой оценки составляет несколько сотен тысяч рублей.

Учитывая, что инструмент оценки деловой репутации, основанный на расчете рейтинговыми агентствами индекса деловой репутации, является объективным способом ранжирования заявок на участие в конкурсах, с большим сожалением можно констатировать факт наличия тени, брошенной на данный инструмент необоснованными действиями, изложенными в настоящей статье.

Ведь после всего произошедшего хочется задать известный вопрос: «А судьи кто?».

Популярные