Пыль и туман дорожных заказов

Госзаказ СЗФO | Денис Евдокимов

Из года в год государственные заказчики Санкт-Петербурга и Ленинградской области определяют подрядчиков, которых в дальнейшем наделяют правом выполнять работы по текущему ремонту дорог. При их выполнении производится замена дорожного покрытия без изменения характеристик основания дороги. Из технологии выполнения работ следует, что подрядчики используют достаточно стандартный набор материалов, включающий щебень, битумную эмульсию, асфальтобетонные смеси.

Однако технологии выбора подрядчиков совершенствуются заказчиками с каждым разом.

На сегодняшний день имеется два подхода к процессу выбора подрядчиков. Городские заказчики пошли по пути проведения конкурсов, в то время как областные заказчики проводят электронные аукционы.

При проведении конкурса для городских заказчиков не важно описание участниками применяемых материалов, при этом оценивается описание технологии выполнения работ. Среди таких описаний конкурсная комиссия выбирает описание, в котором наиболее детально представлен процесс выполнения работ, присваивая такой заявке наибольший балл по критерию «качество работ». Однако по сути никакого улучшения качества работ подрядчиком, наиболее детально описавшим процесс выполнения работ, не происходит. Ведь вне зависимости от наличия или отсутствия описания выполняемых работ в заявке на участие в конкурсе, а также степени его детальности, любой участник, подавший заявку, обязан выполнить работы в соответствии с условиями проекта контракта, требованиями нормативных документов, которые и определяют качество работ. Таким образом, происходит подмена предмета оценки по такому важному критерию, как качество работ. Конкурсная комиссия оценивает то, насколько внимательно и детально опишет участник конкурса в своей заявке процесс выполнения работ в рамках установленных конкурсной документацией требований. При этомв любом случаевыполнят работы, предусмотренные конкурсной документацией, все подрядчики с одинаковым качеством, которое также установлено конкурсной документацией. Если этого не произойдет, то у заказчика будут отсутствовать основания для приемки и оплаты таких работ.

Напротив, заказчики Ленинградской области сделали акцент на требованиях к используемым при выполнении работ материалам. Требования к таким материалам расписаны настолько подробно, что обеспечить контроль показателей материалов заказчику в процессе выполнения работ невозможно. Каким образом можно проконтролировать параметры битума или щебня, из которых состоит асфальтобетонная смесь, при ее укладке на месте выполнения работ, аукционная документация не определяет. Однако объем таких требований составляет документ, имеющий до 600 страниц, безошибочно заполнить который должен каждый из участников аукциона.

По результатам оценки заявок по критерию «качество работ» уже победили заявки участников городских конкурсов, предложивших цену контракта, близкую к начальной цене. При общей начальной цене контрактов, равной 2 млрд 451 млн рублей, стоимость заключенных контрактов составила 2 млрд 431 млн рублей, т.е. уменьшилась менее чем на 1 %. Участники, которые предлагали более низкую цену, безусловно, не в ущерб качеству работ, требование к которому установлено конкурсной документацией, проиграли, в основном за счет более низких оценок по критерию «качество работ».

Возможно, что и в Ленинградской области указать без ошибок в своих заявкахконкретные показатели материалов смогут лишь единичные участники.

Вот такие разные практики проведения конкурсов и аукционов приводят к одинаковым результатам дорожных закупок, последствием которых являются игры с заявками на участие в них и заключение контрактов по цене, близкой к начальной цене закупки.

Однако, объективности ради, посмотрим на изложенные выше практики глазами заказчиков. Какие аргументы применяются ими, конечно, без учета коррупционных мотивов, для усложнения процесса подготовки заявок на участие в закупках.

Основным аргументом таких заказчиков является возможность проверки квалификации участника на стадии рассмотрения поданных заявок. Заказчики полагают, что лицо,слабо представляющее процесс выполнения работ, не сможет надлежащим образом заполнить заявку. Таким образом, заказчик якобы проверяет квалификацию персонала, заполняющего заявку на участие в конкурсе или аукционе. Также заказчики опасаются большого числа участников из-за возможного безосновательного демпинга со стороны участников и последующего затягивания сроков выполнения работ либо вообще неисполнения условий контракта.

Полагаем, что заказчики безосновательно увязывают качество подготовки заявки и качество выполняемых работ.Ведь проработанная заявка, детально описывающая подлежащие выполнению работы, не является гарантией качественно выполненных работ. Такой вывод можно сделать из того, что реальной конкуренции сведений, указанных в заявках при их оценке, не происходит. Заявки, при их рассмотрении, проверяются на предмет соответствия закупочной документации. При этом все работы будут выполнены, как мы указывали выше, на условиях, предусмотренных конкурсной или аукционной документацией. Ничего нового, более качественного в заявках на участие участниками закупки заказчикам не предлагается.

Также усложнение процесса подготовки заявки не является гарантирующей антидемпинговой мерой. Механизмы защиты от демпинга заложены в законе о контрактной системе, надо лишь научиться грамотно ими пользоваться.

Существует ли рецепт проведения закупок работ по текущему ремонту дорог, позволяющий наиболее эффективно использовать средства бюджетов субъектов РФ, выделяемых на эти цели?

Безусловно, такие механизмы в законе о контрактной системе имеются.

Заказчикам, в первую очередь, необходимо понять, что такие работы не являются чем-то сверхсложным и уникальным, поэтому требовать от участников предложения по выполнению работ, указываемые ими в заявках на участие, и содержащие сотни страниц, не является единственным условием достижения качественного результата выполненных работ.

Во-вторых, залогом качественно выполняемых работ является надлежащие планирование процедур закупок и своевременное их проведение. В тоже время, при установлении требований к показателям товаров, состоящие из сотен страниц и дублирующие требования технических регламентов, ГОСТов, СНиПов и т.д.,повышается риск ошибок самих заказчиков в таких требованиях, что приводит к обоснованным жалобам участников закупок и влияет на сроки их проведения. Именно с такой ситуацией сталкивалась Дирекция транспортного строительства КРТИ Санкт-Петербурга в 2014 году, и сейчас столкнулся Комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области. Аукционы на текущий ремонт дорог в Ленинградской области были объявлены в первой половине февраля 2015 года и по состоянию на конец апреля они находятся в стадии подачи заявок вследствиепризнания жалоб участников на требования к показателям материалов обоснованными.

В-третьих, согласно текущей редакции закона о контрактной системе, участвовать в аукционах, при начальной цене более 10 млн рублей могут исключительно участники, имеющие опыт выполнения работ. При проведении конкурса опыт также является обязательным критерием оценки заявок. Соответственно, появление случайных лиц, слабо представляющих процесс выполнения строительных работ, практически исключено.

Также закон о контрактной системе имеет работающий механизм банковских гарантий по обеспечению исполнения контракта и обязательства участников по предоставлению увеличенного, по сравнению с установленным закупочной документацией, обеспечения исполнения контракта, в случае предложения ими цены контракта, уменьшенной на 25% и более.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что для осуществления закупки таких типовых работ, как работы по текущему ремонту дорог, в законе о контрактной системе имеются все необходимые инструменты.

Заказчикам, для достижения целей повышения эффективности закупок необходимо сместить акцент с игр с содержанием заявок на участие на расширение круга лиц, участвующих в закупках, и повышение контроля хода выполнения работ.