Прослеживание. Что это такое и зачем оно нужно?

Маркировка еще только начинает свое победоносное шествие по просторам РФ.
А уже на пороге новая контролирующая игрушка – национальная система прослеживания.
С национальной системой прослеживания (не путать с маркировкой) много неясного. Даты, к примеру, совершенно «не бьются». Мы слегка освятим данный вопрос и будем ждать развития событий в законодательном и практическом поле.

История началась в городе Нур-Султане 29.05.2019. Именно в этом, без сомнения, значимом городе было заключено «Соглашение о механизме прослеживаемости товаров, ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза». В Российской Федерации Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 02.12.2019 N 386-ФЗ. Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу. Подписано Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией. Насколько дееспособна в настоящие время ЕАЭС – вопрос открытый, но он не является нашей сегодняшней темой.

В преамбуле Соглашения указаны стремления государств - членов Евразийского экономического союза:
- создать условия, исключающие использование различных схем уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей,
- подтверждение законности оборота товаров при их перемещении с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена,
- обеспечения контроль за операциями, связанными с оборотом товаров.

Для целей Соглашения используются следующие понятия (статья 1) (приведем наиболее значимые с нашей точки зрения):
«механизм прослеживаемости» - система, функционирующая на основе обмена сведениями из национальных систем прослеживаемости и обеспечивающая прослеживаемость в целях контроля за оборотом товаров;
«национальная система прослеживаемости» - информационная система государства-члена, обеспечивающая сбор, учет и хранение сведений о товарах, подлежащих прослеживаемости, и операциях, связанных с оборотом таких товаров (вот и еще одна национальная система. А кто-нибудь считал российские национальные системы и реестры? Создается ощущение, что сосчитать их уже невозможно, так много);
«оборот товаров» - выпуск товаров, подлежащих прослеживаемости, в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, реализация товаров, подлежащих прослеживаемости, на таможенной территории Евразийского экономического союза, их перемещение с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в связи с реализацией;
«прослеживаемость» - организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с использованием национальных систем прослеживаемости в целях реализации настоящего Соглашения;
«сопроводительный документ» - счет-фактура или иной документ, определенный законодательством государства-члена, сведения из которого включаются в национальную систему прослеживаемости (как указано в Федеральном законе от 09.11.2020 N 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации»  - налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости);
«товары, подлежащие прослеживаемости» - товары, в отношении которых осуществляется прослеживаемость.

В пункте 2 статьи 2 Соглашения указано: прослеживаемость осуществляется в отношении включенных в перечень, утверждаемый Евразийской экономической комиссией, следующих товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза:
1) товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления;
2) не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, которые конфискованы или обращены в собственность (доход) государства иным способом;
3) не помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товары, на которые по решению суда обращено взыскание в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;
4) товары, задержанные таможенными органами в соответствии с главой 51 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и не востребованные в установленные сроки лицами, обладающими полномочиями в отношении таких товаров.

Установлено, что Перечень должен содержать наименование товара, 10-значный код в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также количественную единицу измерения товара, используемую в целях осуществления прослеживаемости.

Вслед Соглашению в РФ было принято Постановление Правительства РФ от 25.06.2019 N 807 «О проведении эксперимента по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления». Новая редакция Постановления № 807 была принята 23.06.2020.
Срок проведения эксперимента ограничен 31 декабря 2020 года (п.1). Однако, органами власти Российской Федерации сделано уже очень большое количество правовых телодвижений, что вызывает сомнение в ограничении срока.
В Постановлении № 807 установлено: с 1 июля 2019 г. по 31 декабря 2020 г. на территории Российской Федерации проводится эксперимент по прослеживаемости товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. На обеспечение проведения эксперимента уполномочены: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба, федеральные органы исполнительной власти.

Под прослеживаемостью в Постановлении № 807 понимается организация учета товаров, подлежащих прослеживаемости, и операций, связанных с оборотом таких товаров, с применением информационной системы, используемой в целях проведения эксперимента.

В Приложении к Постановлению Правительства № 807 установлен Перечень товаров, выпущенных на территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, подлежащих прослеживаемости в рамках эксперимента.

В Перечне присутствуют товары, которые пока не планируют маркировать (приводим не полный перечень): холодильники и морозильники бытовые, оборудование холодильное и морозильное и тепловые насосы, кроме бытового оборудования, транспортные средства промышленного назначения, самоходные, не оборудованные подъемными или погрузочными устройствами, используемые на заводах, складах, в портах или аэропортах для перевозки грузов на короткие расстояния, тракторы, используемые на платформах железнодорожных станций, машины стиральные, бытовые или для прачечных, включая машины, оснащенные отжимным устройством, коляски детские, детские сиденья (кресла) безопасности, устанавливаемые или прикрепляемые к сиденьям транспортных средств, схемы электронные интегральные, запоминающие устройства.

Федеральный закон от 09.11.2020 N 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» вступил в силу буквально на днях с 09.11.2020 года. Изменения, внесенные законопроектом регламентируют реализацию товаров, подлежащих прослеживаемости и сведения, предоставляемые в налоговую службу и те, которые ФНС имеет право истребовать.
Неужели изменения в Налоговый кодекс вносятся ради полутора месяцев применения? Зная страсть правительства РФ к тотальному учету и контролю, - вряд ли.

Кроме того, в Распоряжении Правительства РФ от 06.06.2020 N 1512-р «Об утверждении Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности Российской Федерации до 2024 года и на период до 2035 года» существует положение, что необходима прямая поддержка цифровизации отраслей (в том числе внедрение систем цифровой маркировки и прослеживания товаров). Обратите внимание на даты до 2024 года и на период до 2035 года.

Существует и Проект Постановления Правительства РФ «О создании национальной системы прослеживаемости товаров», подготовленный Минфином (https://regulation.gov.ru/Projects/List?type=Grid#npa=108389 ). В настоящий момент проходит независимую антикоррупционную экспертизу.

Скорей всего, прослеживаемость поселилась в РФ надолго. Вместе с маркировкой они составят прекрасную пару.

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"