USD 60,75 ₽
EUR 63,30 ₽

ГУСЭ: автотехническая экспертиза не учитывает состояние водителя, с этим разбирается УК.

15 апреля 2022

Ежегодно на дорогах России гибнут порядка 30 тысяч человек. К ДТП приводят различные факторы: ошибка водителя, состояние дороги, неисправность ТС, погодные условия и многое другое. Установить причину и, следовательно, виновника происшествия призваны эксперты. Крупица за крупицей специалисты восстанавливают всю картину ДТП. Потом их выводы лягут в основу доказательств в суде. О тонкостях автотехнической экспертизы рассказали в Городском учреждении судебной экспертизы (ГУСЭ).

Автотехническая экспертиза – один из самых распространенных видов судебных экспертиз. Она назначается при возникновении спорных ситуаций, связанных с эксплуатацией транспортных средств, их повреждением, ремонтом, противоправными действиями или ДТП. Данный вид экспертизы проводится в экспертных учреждениях Минюста, экспертных подразделениях МВД и негосударственными экспертными организациями. 

В случае ДТП к услугам негосударственных экспертов–автотехников прибегают, если результаты исследований, проводимые специалистами МВД и Минюста, разошлись, или же когда стороны хотят получить независимую от государственных органов оценку. Нередко выводы экспертов нужны на досудебной стадии для подготовки правовой позиции.

Эксперт изучает техническое состояние транспортных средств, участвовавших в ДТП, состояние дорожного полотна, погодные условия, действия водителей и пешеходов. В общем, все те нюансы, которые могли привести к ДТП. Анализу подвергаются все мельчайшие детали: длина тормозного пути, следы шин, осыпь стекла, повреждения ограждений, деревьев и т.д. Этот набор деталей позволяет сконструировать полную картину происшествия. Важны абсолютно все  параметры, которые можно зафиксировать на месте ДТП. Впрочем, часто бывает, что экспертам приходится довольствоваться лишь материалами дела: объяснениями, показаниями, протоколами и схемами.

«В тех ситуациях, когда необходим ретроспективный, оценочный анализ механизма происшествия, то требуется комплексное исследование: медицинская экспертиза и автотехническая, - поясняет Тимофей Бочаров, ведущий государственный судебный эксперт Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста России. - С точки зрения методологии автотехническая экспертиза имеет три фазы: предшествующая, сам контакт и последующая. Судебно-медицинский диагноз тоже имеет три фазы: исходное состояние, повреждения, полученные во время ДТП, и повреждения, которые появились вследствие происшествия. Сопоставление всех блоков приводит к точным выводам».

«Говоря о ДТП с пострадавшими, либо с жертвами, такой комплексный подход, на мой взгляд, обязательный, - продолжает Андрей Курситис, судебно-медицинский эксперт «Городского учреждения судебной экспертизы». - В судебной медицине имеется такая поддисциплина, как биодинамика ДТП. Она оценивает те повреждения, которые могут быть получены пострадавшими. Здесь без помощи автотехнических экспертов судебному медику бывает тяжело разобраться, какие центробежные и центростремительные силы действовали на положение тела в кабине автомобиля, как могли располагаться тела в момент столкновения и тому подобное».

Менее распространенными, но всё же встречающимися в уголовных делах экспертизами являются исследования биологических следов человека, ДНК и экспертиза лакокрасочных покрытий. Так, например, в деле с небезызвестным российским актёром именно по биоследам, оставленным на подушке безопасности, экспертам удалось опровергнуть довод защиты о том, что за рулём в момент ДТП находился не ответчик.

Всегда ли виноват алкоголь?

Пьяному за рулём не место. Если у правоохранительных органов есть подозрение, что виновник ДТП не трезв, назначается химико-токсикологическое исследование. Однако эксперты обращают внимание на такое понятие, как биотолерантность, то есть, устойчивость человека к тому или иному веществу. 

«Проводился ряд исследований, когда разным референтным группам давали крепкий алкоголь. И каждый раз замеряли физиологические показатели: скорость реакции, концентрацию и прочее, - рассказывает Андрей Курситис, судебно-медицинский эксперт «Городского учреждения судебной экспертизы».  - У всех изменения были разные. При комплексной экспертизе это нужно учитывать. Да, севший за руль человек после употребления алкоголя – преступник. Но как алкоголь повлиял конкретно на этого человека? Действительно ли он выпил столько, что был невнимательным или, может быть, ДТП могло случиться и без алкоголя, то есть, между состоянием водителя и происшествием нет причинно-следственной связи»?

«При проведении автотехнической экспертизы эксперт не должен учитывать состояние водителя, в том числе алкогольное, ни как отягощающее, ни как компенсирующее, - продолжает Тимофей Бочаров, ведущий государственный судебный эксперт Северо-Западного регионального центра судебной экспертизы Минюста России. - То есть, если водитель виноват, то алкоголь усугубляет его вину, а если не виноват – то нет. Эксперт обязан исходить из того, что у водителя транспортного средства время реакции должно быть адекватным, как в трезвом состоянии. То, что водитель сел за руль после употребления алкоголя – с этим разбирается УК».

Со слов – в цифры

Восстанавливать картину ДТП экспертам помогают программы компьютерного моделирования и следственные эксперименты. С помощью данных методик специалисты могут воспроизвести ДТП, в том числе, исходя из показаний свидетелей. Параметры подбираются до тех пор, пока модель полностью не подтвердит реальное происшествие, а слова очевидцев, описывающие, например, скорость движения, траекторию и т.п., не приобретут цифровое выражение. 
Конечно, часто на помощь экспертам приходят дорожные камеры фиксации и видеорегистраторы. Тем не менее, в ГУСЭ советуют участникам ДТП не оставаться в стороне и самим фиксировать последствия аварии.

«Учитывая, что технологический прогресс не стоит на месте, самостоятельно максимально фиксируйте всё, что произошло после ДТП, - советует Вадим Эпштейн, директор по развитию «Городского учреждения судебной экспертизы». - Понятно, что это не всегда получается в силу состояния, но, тем не менее, фотографируйте пострадавших, трупы, машины, - это может иметь существенное значение при проведении экспертизы. Всё-таки эксперты-автотехники чаще всего привлекаются к делу уже постфактум».

Александра Корнева

Фото: pixabay.com

Популярные