USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Для участников госзакупок. Обзор нарушений и недостатков

Увидело свет <Письмо> ФНС России от 19.07.2018 N АС-4-16/13986@ "Обзор нарушений и недостатков, выявленных во 2 полугодии 2017 года Федеральным казначейством" (вместе с <Письмом> Казначейства России от 13.07.2018 N 07-04-05/21-14791 "О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий").

Письмо направлено через руководителей управлений ФНС нижестоящим налоговым органам. В настоящем обзоре мы рассмотрим только часть 6 Письма Казначейства "Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд".

Основные нарушения, допущенные заказчиками, по мнению казначейства России выглядят следующим образом:

6.1 заказчиком при формировании плана закупок объект закупки обоснован:
- исходя из цели, не соответствующей требованиям статьи 13 Закона о контрактной системе. Напомним, ст.13 ФЗ-44 называется "Цели осуществления закупок"
- без учета установленных требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов.
6.2. В нарушение требований, установленных частью 3 статьи 18

3. При формировании плана-графика обоснованию подлежат:
1) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с главой 3 настоящего Федерального закона, в том числе дополнительные требования к участникам закупки")  Закона о контрактной системе, по закупкам, включенным в план-график:
отсутствует обоснование способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которых отсутствует обоснование, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 статьи 93 Закона о контрактной системе.

И далее разбирается ряд случаев (пункты 6.3-6.12) нарушений статьи 22 ФЗ-44 при обосновании начальной (максимальной) цены контракта:не выбирается Заказчиком метод сопоставимых (рыночных) цен при возможности его использования.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг с коммерческими и (или) финансовыми условиями поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, несопоставимыми с условиями планируемой закупки.

Используется Заказчиком информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не осуществляющих поставки товаров, работ, услуг, идентичных и (или) однородных планируемым к закупкам.

При наличии установленного тарифа не выбран тарифный метод определения и обоснования указанной цены.

При осуществлении закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства не выбран проектно-сметный метод определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства;

Для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства применен проектно-сметный метод в условиях отсутствия проектной документации;

При применении проектно-сметного метода начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определена не в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.

Необоснованно выбран затратный метод определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
С применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в неисполненных контрактах.

использована информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к определенному кругу лиц и не признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами.

При исполнении контрактов Казначейство отмечает следующие нарушения, часто допускаемые заказчиками (нарушения ст.34 ФЗ-44):
Не применены меры ответственности по контракту (не направлены требования о взыскании неустойки (пени, штрафа) в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) (п.6.13)
п. 6.14. заказчиком не соблюден порядок расчета пени (штрафа), подлежащих уплате в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Не проведена экспертиза предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом (п.6.15)

К проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, закупленных у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчиком не привлечены эксперты, экспертные организации (п.6.16).
п. 6.17. осуществлена приемка отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги при выявлении несоответствия этих результатов либо этих товара, работы, услуги условиям контракта, и выявленное несоответствие препятствовало приемке этих результатов либо этих товара, работы, услуги и не было устранено поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Отдельными федеральными государственными органами не утверждены требования к отдельным видам товаров, работ, услуг, закупаемых этими федеральными государственными органами, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями.

Требований, установленных пунктом 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927)
Указан еще целый ряд часто встречающихся нарушений, выявленных Казначейством, но по нашему мнению, широта их распространения не велика.


Нарушения на этапе исполнения контракта:

- не направили требование о взыскании неустойки или неверно рассчитали штраф;

- не провели экспертизу результатов исполнения контракта или не привлекли внешних экспертов, если были обязаны это сделать.

Документ: Письмо Казначейства России от 13.07.2018 N 07-04-05/21-14791
 

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"

Популярные