USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Поможет ли создание кластера развитию туризма в Карелии

Причем сейчас многое планируется сделать для развития отрасли. В частности - начали осуществляться такие огромные проекты, как создание кластера «Южная Карелия», на реализацию которого будут выделены 3 млрд рублей.  Какие на этом пути могут возникнуть сложности, как их преодолеть и куда поехать на отдых самим жителям республики?

Карелия в силу только своего уникального географического положения способна привлечь самого требовательного к новым впечатлениям туриста. На территории, по размерам сопоставимой со средним европейским государством, проживают менее миллиона человек, так что в северной республике все еще много мест, где сохранилась не тронутая прогрессом природа. Даже кризисы, сотрясающие Россию последние четверть века, в чем-то сыграли Карелии на руку: сокращение или остановка производства на местных предприятиях, построенных еще в СССР, не могла не привести к улучшению экологической обстановки.

Отразилось это и на охране памятников - в частности, знаменитые петроглифы на берегу Онежского озера еще в советские времена страдали от вандалов, приезжавших к наскальным рисункам на моторных лодках. Однако с распадом страны и наступлением кризиса расходы на топливо и содержание лодок сделали такие поездки дорогим удовольствием.

Расположение непосредственно на границе с Евросоюзом делает Карелию естественными вратами между Западной Европой и российскими просторами. Смягчение визового режима, вероятно, позволит в будущем в чем-то совместить два вида отдыха - внутрироссийский и зарубежный. Неудивительно, что в последние годы карельские власти видят в туризме один из факторов роста местной экономики, однако пока рано говорить о сверхприбылях в этой отрасли.

Основной проблемой, мешающей привлечению туристов в Карелию, остается не развитая местная инфраструктура. Ряд достопримечательностей северной республики труднодостижимы из-за плохого состояния дорог, отсутствия кемпингов, отелей и прочих необходимых элементов. Организовать эту инфраструктуру на большой территории в условиях дотационной экономики региона - сложная задача. Тем не менее, пути для ее решения есть - например, создание туристических кластеров.

Туристско-рекреационный кластер «Южная Карелия» предполагает объединение ряда культурных объектов в южной части республики в единую сеть с общими экскурсионными маршрутами. Его создание обойдется в сумму около 3 млрд рублей, причем две трети требуемых средств вложат инвесторы - и лишь одну треть разделят федеральный и республиканский бюджеты.

«Основная задача карельских властей - создать требуемую инфраструктуру, которая сможет объединить туристические объекты, и работа в этом направлении уже началась, - рассказала начальник Управления по туризму министерства культуры РК Екатерина Биктимирова. - Уже проведены аукционы по закупкам необходимых материалов и выбраны подрядчики. Эти фирмы к следующему сезону создадут автодороги в кластере «Южная Карелия» у горного парка «Рускеала» и водопада «Белые мосты».

Кроме того, по ее словам, обслуживать туристов будет кластер «Беломорские петроглифы». Он займется преимущественно приемом автотуристов, предпочитающих собственную машину остальным видам транспорта в путешествиях. Для них создаются кемпинги и стоянки.

Новые кластеры, по оценке, приводимой Екатериной Биктимировой, к 2020 году способны обеспечить Карелии миллионный поток туристов ежегодно.

Между тем, хотя кластеры еще не развернуты в полную силу, по данным Управления по туризму министерства культуры Карелии, в нынешнем году число гостей северной республики увеличилось. Окончательные итоги года еще не подведены, но поток вырос не менее чем на 5%. Это практически совпадает с ожиданиями, хотя ранее прогнозировались и все 10.

«Мы связываем рост числа туристов с организацией новых событийных мероприятий на территории республики, - рассказала ведущий специалист отдела координации туристической деятельности Управления по туризму министерства культуры Карелии Татьяна Леонидова. - Такие мероприятия позволяют преодолеть спады турпотоков в межсезонье. Кроме того, регион активно рекламируется на федеральном уровне - в России и на международном - за ее пределами. Карелия активно участвует в специализированных выставках, проводит ознакомительные туры (в том числе - для журналистов и блогеров). Также организованы экскурсии для турфирм с Тайваня, в ходе которых тайванские специалисты смогли ознакомиться с карельскими достопримечательностями, отелями и ресторанами».

В турагентстве «Интурист» подтвердили заинтересованность китайских партнеров в развитии взаимовыгодных туров из Поднебесной в северную республику. «На будущий сезон уже запланированы визиты китайских туристов, пока что осваивающих достопримечательности Москвы и Санкт-Петербурга, - сообщила начальник отдела приема иностранных туристов фирмы «Интурист Карелия» Елена Жирина. - Но уже в этом году мы отмечаем рост числа иностранцев, желающих посетить республику. Особенный интерес мы отмечаем со стороны туристов из Франции и Японии».

По ее мнению, рост турпотока из-за рубежа обусловлен в первую очередь относительной стабилизацией международной политической обстановки в нынешнем году. Вторым фактором стал благоприятный для иноземных гостей курс основных валют - доллара и евро. И, в-третьих, сыграло свою роль активное рекламное продвижение карельских туристических брендов.

Тем не менее, по мнению ряда турагентств, число гостей Карелии в официальных отчетах несколько преувеличено. В частности - это связано с тем, что один и тот же турист учитывается многократно: когда приобретает билет в северную республику, когда бронирует отель и когда использует местные экскурсии. В отчетах он, таким образом, превращается сразу в трех отдыхающих. С другой стороны, такое преувеличение, вероятно, также положительно работает на туристический имидж Карелии - именно так создаются мода и спрос в данной сфере.

Сами жители Карелии тоже не прочь где-нибудь отдохнуть, однако падение доходов в связи с экономической обстановкой в стране существенно ограничивает реализацию подобных планов. Поэтому карельские турфирмы, предлагающие местным жителям поездки в теплые края, также испытывают экономические трудности.

«Уже сейчас ясно, что по итогам уходящего года количество выезжающих на отдых жителей Карелии ощутимо сократилось. По-прежнему закрыт для российских туристов Египет, а Турция открылась только осенью, когда там уже заканчивался сезон. Эти две страны были самыми бюджетными направлениями для отдыхающих, для многих иные рейсы оказались слишком дорогими, - пояснила директор петрозаводской фирмы «Петрован Тур» Людмила Ванвай. - В уходящем сезоне значительная часть даже постоянных клиентов, ранее путешествовавших ежегодно, воздержалась от поездок. В первую очередь это связано с экономической ситуацией и курсами валют».

Внутренний российский туризм, по мнению Людмилы Ванвай, большей частью осуществляется без участия турагентств: отдыхающие, желая сократить расходы, обычно действуют самостоятельно и через интернет бронируют себе жилье в регионах России. Самостоятельный туризм вообще становится трендом, однако, по ее словам, турфирмы сейчас предлагают путевки по России, стоимость которых равна тратам самостоятельных вояжеров. Плюсом же является защищенность от недобросовестных партнеров - так туристы застрахованы от обмана, с которым они часто сталкиваются при одиночных поездках.

Популярные