
Переговоры российского и американского президентов продлились меньше запланированных пяти часов, лидеры разговаривали всего три с половиной часа. Это первая личная встреча Владимира Путина и Джо Байдена после избрания второго президентом США. С подробностями Пётр Русаков.
Байден прибыл в Женеву сразу после переговоров с европейскими партнёрами, коллегами по «G7», а также предварительно посетив саммит НАТО. И не секрет, что по пути на саммит американца просили разговаривать с Путиным жёстче и бескомпромиссно.
Об отсутствии согласия сторон по множеству острых вопросов и даже минимального желания договариваться, свидетельствовали и детали протокола, в котором не планировалось ни совместной пресс-конференции, ни совместной прогулки, ни общего обеда или ужина.
За несколько месяцев до саммита, американский президент заявлял, что, несмотря на разногласия, у России и США существуют общие интересы, поэтому нужно «ходить вместе и жевать жвачку». С тех пор в России ещё туже закрутили гайки, приняв ряд, ущемляющих права и свободы граждан, законов. Прошли военные учения на российско-украинской границе, в Минске принудительно посадили самолёт Ryanair... В общем, отношения России и США давно достигли своей нижней точки, чего не скрывали перед встречей обе стороны.
Среди общих интересов, которые волновали, прежде всего, США, можно назвать продление Договора о стратегических наступательных вооружениях и энергетическую политику, которую продвигает лично Байден (она напрямую связана с мировым уровнем цен на нефть). Американцев также заботят киберугрозы (часто, по их мнению, исходящие из России), ситуация в Центральной Азии и обустройство власти в Афганистане после вывода американских войск.
Встреча стартовала примерно в 14:30 по Москве и продлилась не более четырёх часов. Первая часть прошла в узком составе (в присутствии главы российского МИДа Сергея Лаврова и госсекретаря США Энтони Блинкена), а вторая – в расширенном. В ней с российской стороны, помимо Лаврова, участвовал его заместитель Сергей Рябков, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, помощник главы государства Юрий Ушаков, посол в США Анатолий Антонов и начальник Генерального штаба Вооруженных сил России Валерий Герасимов. На саммит также пригласили обсудить вопросы по Украине и по Сирии замглавы администрации президента Дмитрия Козака и специального представителя президента России по сирийскому урегулированию Александра Лаврентьева.
В составе американской делегации присутствовали госсекретарь Блинкен, помощник президента по национальной безопасности Джейк Салливан, директор по России и Центральной Азии Совета национальной безопасности при Белом доме Эрик Грин, замглавы внешнеполитического ведомства Виктория Нуланд и посол в России Джон Салливан.
В Женеве подготовились к саммиту с официозом, проявляя все возможные меры предосторожности. Перед встречей виллу La Grange обнесли колючей проволокой. На набережной поставили дежурить, усиленные военной техникой, полицейские наряды. В центре города установили многочисленные флаги России и США. Журналисты, обслуживающий персонал и чиновники, начавшие прибывать в Женеву за два дня до события, оказались вынуждены несколько раз сдавать тесты на коронавирус.
Для президента Путина эта встреча стала первым за полтора года международным визитом. Он прилетел к самому началу саммита и пунктуально прибыл на виллу La Grange. Джо Байден опоздал примерно на пятнадцать минут, хотя уже находился в Женеве, куда накануне приехал из Брюсселя, проведя ночь в гостинице «Интерконтиненталь».
На вилле президентов встретил их швейцарский коллега Ги Пармелен. Стоя вместе с гостями на крыльце виллы, он пожелал им удачи, после чего лидеры России и США прошли в зал переговоров. Путин выразил благодарность Байдену за инициативу встречи, на что американец отметил, что «всегда лучше встречаться лицом к лицу».
Хорошо
Основную часть переговоров сделали недоступной для прессы и журналисты могли задать интересующие их вопросы только на пресс-конференциях лидеров. Как и ожидалось Владимир Путин и Джо Байден общались с корреспондентами отдельно.
Первым вышел Путин и объявил о решении сторон вернуть послов в Москву и Вашингтон. Стороны настроены на решение вопросов, несмотря на то, что в отношениях между странами накопилось «много завалов». Путин не заметил враждебности на переговорах и высказался о заключённых в тюрьмах США и России гражданах обеих стран: «Могут быть найдены определенные компромиссы. МИД России и Госдеп США поработают в этом направлении».
Разумеется, Путина спросили о резком заявлении Байдена, когда несколько месяцев назад, отвечая на вопрос журналиста ABC News, считает ли Байден Путина убийцей, тот ответил утвердительно: «После этого президент Байден мне позвонил, мы объяснились, эти объяснения меня устроили», - рассказал россиянин, - «Он предложил встретиться. Я лишний раз убедился, что президент Байден — человек очень опытный. Мы с ним с глазу на глаз говорили почти два часа. Его предшественник от такого же вопроса уклонился, действующий президент решил ответить таким образом».
Спрашивали и об Алексее Навальном, который отбывает срок в российской тюрьме. Владимир Путин снова избежал назвать оппозиционера по имени: «Я исхожу из того, что он сознательно шёл на то, чтобы быть задержанным. Он сделал то, что хотел. К сожалению, формат пресс-конференции не даёт нам возможности говорить об этом подробно».
Отвечая на вопрос об уровне доверия между Россией и США, российский президент вспомнил золотой век русской литературы: «Лев Толстой как-то сказал, что в жизни нет счастья, есть только зарница его, дорожите ими. Вот мне кажется, что в такой ситуации не может быть какого-то семейного доверия. Но зарницы его, мне кажется, промелькнули». Описывая одним словом итоги встречи в Женеве, Владимир Путин сказал, что переговоры прошли «хорошо».
В свою очередь, объясняя причины встречи с Путиным, Джо Байден признался, что «замены общения между двумя лидерами нет», а его действия направлены не против России, а на защиту американцев и законности: «Вопрос прав человека всегда будет на повестке. Я сказал Путину, что не могу сохранить доверие своего народа, если не буду отстаивать права человека».
Байден посчитал, что встретиться с российским президентом необходимо, чтобы обсудить вопросы двусторонних и международных отношений, сформулировать приоритеты США и поговорить напрямую, без искажений, тон встречи «был позитивным», а «взрывная атмосфера» отсутствовала.
Президент США передал России список из 16 стратегических объектов, которые не могут подвергаться нападениям. «Он (Путин) знает, что за такие действия будут последствия», - объяснил Байден, - «У нас есть существенные возможности в кибер-сфере. Он точно не знает какие, но они существенные. И если он переступит черту, то мы ответим».
Байден подтвердил, что говорил о важности работы свободных средств массовой информации и преследовании оппозиции, упомянув ситуацию с Алексеем Навальным: «Я сказал Путину, что если Алексей Навальный умрёт в тюрьме, то последствия для России будут разрушительными».
Стороны договорились начать взаимный диалог по вопросам ограничения на оружие массового поражения, обсудили безопасность Украины в ключе необходимости соблюдения Минских соглашений. Байден выразил озабоченность ситуацией в Белоруссии и подтвердил, что возможность взаимной выдачи людей, находящихся в тюрьмах США и России, существует.
«Последнее, что хочет Путин - это начала холодной войны», - заявил Байден и отметил, что Россия заинтересована в развитии своей экономики, - «Я ему сказал, что мы из немного разных поколений. Мы не говорим, что нам надо обниматься и любить друг друга, как говорили в 1960-х. Он всё ещё озабочен, что Россию окружают, но мне не кажется, что это основной мотив, который должен определять отношения с США».
По словам американского президента «У России был момент, чтобы создать демократическую страну. Но она не смогла».
Джо Байдена тоже спросили, что именно он сказал Путину в лицо после знаменитого интервью: «Мои слова его удовлетворили», - ответил американец.
В какой-то момент Байдену стало жарко, он снял пиджак и остался в рубашке, а когда уже решил уходить с пресс-конференции, остановился, услышав вопрос американской журналистки: «почему он верит Путину?»
Байден ответил, что речи о доверии не идёт: «Дело не в доверии, а в собственных интересах и верификации». По словам президента США можно предположить, что он будет наблюдать за поведением России и сделает выводы только через некоторое время: «Договорились ли мы о чем-то или нет, будет видно через шесть месяцев».
По официальным сообщениям, президент России Владимир Путин подарил американскому коллеге письменный набор «Москва» с хохломской росписью. В ответ Джо Байден подарил Путину хрустальную статуэтку бизона и, сделанные на заказ, очки-авиаторы.
П.Русаков