Почему остановилось развитие транспортного сообщения с Пулково

Воздушная гавань Петербурга оказалась в центре плохих новостей. Для начала журнал Air Transport World поставил Пулково на третью строчку антирейтинга по снижению пассажиропотока. А потом были обнародованы результаты исследования, доказывающие, что метро до аэропорта сегодня тянуть нецелесообразно.

И все же за 7 лет воздушной гавани удалось вдвое увеличить пассажиропоток. Планировалось, что к 2039 году аэропорт сможет принимать 35 млн человек. Сомнений, что планка будет взята, до последнего времени не было. Однако в 2014 году Пулково смог обслужить только 14,2 млн пассажиров, на следующий год поток упал до 13,6 млн. Эта же тенденция продолжилась и в 2016 году. По итогам первых 4 месяцев года петербургский аэропорт зафиксировал снижение пассажиропотока в 6,3%. В самом аэропорту к этому показателю относятся спокойно и связывают снижение с общей экономической ситуацией.

Примечательно, что снижение пассажиропотока транспортную ситуацию вокруг аэропорта улучшило. Ведь с Петербургом аэропорт связан только одной автодорогой, по которой курсируют 2 автобусных маршрута, и оба под номером 39. Разница лишь в том, что один обслуживается государственным перевозчиком, второй - частным. Пропускная способность автобусов - 900 пассажиров в час.

Однако, ночью из Пулково можно добраться только на такси. В последние 20 лет неоднократно были попытки пустить ночной автобус, который довозил бы пассажиров до центра города. Когда-то маршрут N 39Э доезжал до Владимирской площади. Многие петербуржцы помнят «Аэропорт-экспресс», его конечной точкой была станция метро «Пушкинская». В 2012 году общественный транспорт в Пулково ночью ходить перестал, а доставка пассажиров аэропорт в поздний час стала источником сумасшедших заработков частных таксистов.

Совсем недавно ситуацию с транспортной доступностью Пулково пристально исследовали в НИПИ Территориального развития и транспортной инфраструктуры. Специалисты пришли к мнению, что в нынешних условиях будет разумным, если автобусы в Пулково будут ходить не только от «Московской», но и от «Звездной», и «Проспекта Ветеранов». Эта мера позволит с минимумом затрат решить вопрос при увеличении пассажиропотока до 17 млн в год.

Но в десятилетней перспективе аэропорт поджидают новые сложности. Дело в том, что сейчас в Шушарах активно ведется жилищное строительство, да и количество мероприятий в «Экспофоруме» будет только возрастать. А если число пассажиров воздушной гавани действительно превысит 20 млн в год, то Пулковское шоссе может просто не справиться со всем потоком машин и автобусов. Дорожная ситуация осложняется еще и тем, что с трех сторон от Пулково находятся взлетно-посадочные полосы и объекты аэропорта.

Однако ситуацию все равно придется как-то решать. Директор аналитического бюро «Дорн» Андрей Карпов считает, что аэропорт должен сообщаться с центром города скоростной магистралью, и Пулковское шоссе этой функции никогда выполнить не сможет. «Единственный способ создать такую автокоммуникацию - это продлить ЗСД и КАД через аэропорт с выходом не только на строящуюся М-11, но и на действующую М-10 в районе Пушкина или Павловска», - говорит Андрей Карпов.

Что же касается альтернативных видов общественного транспорта, то в ближайшее время они вряд ли появятся. В подведомственном Смольному центре транспортного планирования рассчитали, что продлевать метро до аэропорта при пассажиропотоке менее чем 33 млн человек нерационально. В лаборатории градопланирования имени М. Л. Петровича в свою очередь решили, что для аэроэкспресса нужен аналогичный пассажиропоток. И даже легкорельсовый трамвай, который считается самым дешевым и выполнимым проектом, в Петербурге строить пока бессмысленно, поскольку окупаться он будет только при пассажиропотоке не менее 20 млн человек в год.

«Зависимость транспортной инфраструктуры от пассажиропотока Пулково колоссальна. И это неудивительно, ведь при существующих концепциях транспортная ветка в аэропорт изначально тупиковая, - говорит исполнительный директор лаборатории градопланирования имени М. Л. Петровича Александр Баранов. - Сейчас все больше архитекторов и градостроителей склоняется к тому, что эффективней была бы транзитная ветка, например чтобы легкорельсовый трамвай не просто связывал Пулково и какую-нибудь станцию метро, а шел бы дальше, например в Петергоф. Такой транспорт был бы востребован не только пассажирами аэропорта, вписался бы в городскую систему. Но и у этого проекта есть серьезный минус. Опрос, проведенный нашей лабораторией, показал, что большинство пассажиров аэропорта не готовы платить за поездку до Пулково дороже 100 рублей. Очевидно, что люди, которые ежедневно ездят из Петергофа на работу, планируют тратить на дорогу еще меньше. При таком подходе инновационный вид транспорта может оказаться невостребован».