Госзаказ СЗФO | Федор Кудеяр
В структуру органов исполнительной власти Ленинградской области входит Государственное казенное учреждение «Управление строительства Ленинградской области». Эта организация наделена функциями заказчика на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта жилых и общественных зданий. Соответственно, появление качественно и своевременно построенных социальных объектов зависит от профессионализма сотрудников данного учреждения.
Этим заказчиком в конце 2013 г. был проведен открытый аукцион и выбран подрядчик, который должен был построить поликлинику в пос. Мга Кировского района Ленинградской области. Стоимость заключенного контракта составила 92,75 млн рублей. Следует отметить, что для выбора подрядчика были применены все существующие на тот момент «технологии». Представить заявку, которая соответствовала бы требованиям документации смог только 1 из 5 участников. Таким образом, ООО «Тетра А», с которым впоследствии был заключен контракт, стало единственным, кто успешно прошел через сито отбора подрядчиков, и по логике заказчика, устанавливающего такие непреодолимые требования к участию в аукционе, должно было выполнить работы с надлежащим качеством и в установленный срок.
Однако этого не произошло, и вследствие неоднократных нарушений ООО «Тетра А» исполнения своих обязательств по контракту Управление строительства ЛО в феврале 2015 г. расторгло контракт в одностороннем порядке.
Сумма оплаченных работ составила 30,5 млн рублей. В настоящее время в Арбитражном суде рассматривается иск Управления к ООО «Тетра А» на сумму 2,67 млн рублей.
А дальше с объектом строительства начинают происходить очень интересные события.
Вместо того, чтобы определить объем незавершенных работ и объявить новую закупку, заказчик в лице Управления строительства ЛО 07 мая 2015 г. составляет некий отчет, и на его основании в тот же день заключается контракт на строительство поликлиники на сумму 71,7 млн рублей.
Следует отметить, что для заключения контракта никакого выбора подрядчика не проводилось вовсе. Основанием для заключения контракта послужили некие обстоятельства непреодолимой силы. При наступлении таких обстоятельств, согласно требованиям Закона о контрактной системе, применение иных способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно.
Что это за обстоятельства, которые возникли неожиданно, чем занимался заказчик в период с 18 февраля по 07 мая 2015 г., остается только догадываться.
Очевидно, что при наличии профессионального подхода к планированию своих действий, к контролю за ходом исполнения контракта, появление обстоятельств непреодолимой силы подобного рода невозможно.
Отдельно стоит коснуться вопроса, а кто же стал новым подрядчиком, который обязан достроить многострадальную поликлинику. Этот подрядчик – некое
ООО «Ленсоцстрой» во главе с генеральным директором Щелегединым Игорем Владимировичем, им же учрежденное.
Согласно данным реестра контрактов, эта организация для Управления строительства ЛО выполняет функции «штатного» ликвидатора последствий обстоятельств непреодолимой силы. Как только они возникают, данный заказчик знает к кому обратиться – конечно, к ООО «Ленсоцстрой»!
Таких сомнений не возникло и в августе 2014 г. – 25 числа был заключен очередной контракт на основании непредвиденных обстоятельств.
На этот раз причиной непреодолимой силы стала необходимость строительства поликлиники в д. Новое Девяткино. Стоимость контракта составила 154,3 млн рублей. Правда, в этом случае такого основания для заключения контракта, как отчет, не возникло. Заказчик просто сослался на положения Закона о контрактной системе.
Ситуация с контрактом по д. Новое Девяткино аналогична ситуации со строительством поликлиники в пос. Мга не только из-за личности нового подрядчика. В Новом Девяткино также был предыдущий подрядчик – ООО «Технобалт», который не смог построить этот объект. Правда, на это раз Управление строительства ЛО пошло навстречу недобросовестному подрядчику и расторгло с ним контракт по соглашению сторон, лишив себя возможности предъявить какие-либо претензии в будущем.
Чем смогло зарекомендовать себя ООО «Ленсоцстрой», чтобы Управление строительства ЛО в непредвиденных обстоятельствах обращалось за ликвидацией их последствий именно к нему? Ведь опыта работы с бюджетными объектами, тем более с такими, как учреждения здравоохранения, на момент заключения контракта по Новому Девяткино у данной организации не было.
Полагаем, что такой причиной явилось знакомство нынешнего руководителя Комитета по строительству ЛО Жданова В.В. с директором ООО «Ленсоцстрой». В течение 2000-х гг. они вместе работали в структурах Комитета по строительству Санкт-Петербурга.
После подписания акта выполненных работ в декабре 2014 г. ООО «Ленсоцстрой» стало обладателем бесценного опыта, что позволило продолжить победное шествие по конкурсам, проводимым Управлением строительства ЛО, на строительство объектов здравоохранения Ленинградской области.
Помимо описанного выше контракта по пос. Мга, заключенного без конкурса,
ООО «Ленсоцстрой» стало победителем закупки на строительство корпуса № 3 Ульяновской областной психиатрической больницы с начальной ценой 189,5 млн рублей. И как-то так получилось, что для присвоения максимального количества баллов участнику был необходим опыт по строительству объектов здравоохранения на сумму, совпадающую со стоимостью объекта в Новом Девяткино. Участник, имеющий меньший опыт, не получил бы максимального количества баллов, и наоборот, участник, который предложил бы опыт больший, чем 150 млн рублей, получил бы ровно столько же баллов, сколько участник, который предложил опыт, равный 150 млн рублей. То есть заказчиком был установлен порог отсечения опыта, равный 80 % от начальной цены контракта, выше которого предложения не учитывались.
Конечно же, обладателем такого опыта явилось ООО «Ленсоцстрой», и с ним будет заключен контракт по цене, не сильно отличной от начальной, а именно 189,3 млн рублей.
В конкурсе по строительству детской поликлиники в г. Всеволожске с начальной ценой 297,9 млн рублей желание заключить контракт с ООО «Ленсоцстрой» было столь велико, что пришлось отклонить 2 заявки из 3, поданных для участия в конкурсе, а после этого, вместо исполнения предписания, выданного Ленинградским УФАС России о приведении конкурсной документации в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, подписать контракт с «любимым подрядчиком» по цене 297,3 млн рублей, то есть опять не сильно отличающейся от начальной. Более того, протокол определения победителя, который был основанием для заключения этого контракта, в настоящее время отменен самим заказчиком. То есть правовые основания для заключения контракта просто отсутствуют.
Вернемся к полученному ООО «Ленсоцстрой» опыту выполнения работ по строительству поликлиники в Новом Девяткино. Акт выполненных работ был подписан в декабре 2014 г., однако в марте 2015 г. Комитет здравоохранения ЛО в нижеприведенном письме сообщает, что строительные работы на этом объекте продолжаются.
В настоящее время присутствие пациентов в поликлинике также не наблюдается.
Таким образом, возникают резонные вопросы: что за акт выполненных работ был подписан в декабре 2014 г.? Вправе ли заказчик был подписывать этот акт?
Исходя из вышеизложенного, вырисовывается нехитрая схема освоения средств бюджета Ленобласти: с подрядчиком, выбранным по основаниям, непредусмотренным Законом о контрактной системе, без проведения конкурсных процедур, заключаются контракты на сумму более 520 млн рублей. В тоже время, на основании сомнительного опыта обеспечивается победа в конкурсе на сумму в 189 млн рублей. И все эти процессы происходят в отношении одной организации – ООО «Ленсоцстрой».
Полагаем, что будь заказчик – Управление строительства ЛО – более профессиональным, реализация такой схемы была бы невозможна. Ведь при плановой, профессиональной работе, направленной на достижение уставных целей, никаких контрактов, заключаемых на основании обстоятельств непреодолимой силы, быть не может. Работа с подрядчиками, в том числе недобросовестными, должна вестись постоянно. Наличие такого контроля позволяет своевременно выявлять необходимость расторжения контрактов, исполнение которых ведется с нарушением их условий. А после расторжения проводить отбор нового подрядчика на конкурсной основе, как это предусмотрено Законом о контрактной системе.