USD 58,45 ₽
EUR 55,72 ₽

Закрытая и неяркая: что ждёт российскую модную индустрию?

12 августа 2022

Вот уже третий год многие отрасли экономики живут в состоянии постоянных потрясений. В 2020 году мир охватила длящаяся до сих пор  пандемия коронавируса. 2022 год ознаменован спецоперацией российских войск в Украине. Последствия в виде санкций отразились даже на очень далёкой от военных вопросах области – моде. Как развивается российская модная  индустрия в текущей международной обстановке? Какие трудности принесли санкции? - в материале konkir.ru.

Пандемия коронавируса и режим самоизоляции, вводимые властями в начале 2020-го года, заставили игроков рынка моды полностью пересмотреть формат отношения с потребителем. Модные дома стали создавать меньше коллекций, производство сократилось, в онлайн ушли продажи и даже модные показы, а длительное закрытие магазинов приучило покупателей к онлайн-шопингу. «Продавцам пришлось осваивать новые способы взаимодействия с покупателями, - говорит сооснователь петербургского бренда экошуб  «АНСЭ», руководитель производства Алла Кошкина. -  Произошёл переворот в коммуникации «продавец-потребитель». Между ними встал посредник - Интернет. Торговые онлайн площадки начали стремительно развиваться, и все модные дома начали переходить на новый этап развития. К тому же, изменилась система лояльности и доверия к продукту. Нам кажется, при помощи онлайн акций, конкурсов, эфиров потребитель стал ближе к бренду, но и конкуренция возросла».

Впрочем, полностью отказаться от привычного шопинга покупатель оказался не готов. Подробнее об этом мы рассказывали в этой статье

Более серьёзным испытанием для российского рынка стали санкции, введённые на фоне событий в Украине, и уход западных брендов. В отсутствии достойной альтернативы отечественному потребителю придётся обратить внимание на российского производителя, ведь потребность в модной одежде у россиян не исчезла. Правда, качественная одежда российского производства получается довольно дорогой и относится скорее к сегменту мидл-маркет и выше. Отечественные бренды, это в основном субъекты малого и среднего предпринимательства, не ориентированы на массовый рынок.  Кроме того, российский производитель пока не очень самостоятельный и зависит от иностранных партнёров. «Трудности есть.  Первое и очевидное удорожание – это подорожание  материалов, самое главное - это сложность логистики. На сегодняшний день мы имеем много случаев задержки. Например, утеплителя, который был заказан полгода назад, меха и фурнитуры, - рассказывает Алла Кошкина, сооснователь бренда экошуб  «АНСЭ». -  На наш взгляд, мы испытываем торможение в индустрии, потому что мы работаем в условиях достаточно неизвестных: неизвестны сроки поставки, цены на расходники и т.д. Из этого мы делаем вывод, что для нас нынешняя ситуация не является стимулом для развития, наоборот, возможно некое замедление».

В России немало дизайнеров, представляющих свои коллекции на показах в Европе и США и чьи имена известны за рубежом. Есть модные дома, которые входят в Синдикат Парижской моды (высочайшее признание на мировом уровне). Это бренды Ульяны Сергиенко и Валентина Юдашкина.  Есть частные небольшие производства, выпускающие красивые и качественные вещи. Вместе с тем, исследователь моды Наталья Ксенчак считает, что как таковой индустрии моды в России нет, ведь это сложнейший механизм, который включает в себя не только создание и продажу одежды, но и аналитику данных об обществе, работу над воспитанием вкуса у населения и многое другое: «В России, например, отсутствует качественная аналитика, у нас нет таких компаний по прогнозированию тенденций, как на Западе (типа WGSN или Stylesigh). Отсутствуют некоторые сегменты: например, нет производителей технологичной и спортивной одежды, почти нет масс-маркета (бренды, которые им занимаются, в основном привозят из Китая), - говорит эксперт. - Такая индустрия, которая идейно и технологически зависит от стран Запада ещё с эпохи Петра I, не может развиваться в условиях санкций. Конечно, с весны 2022 года проводятся многочисленные фестивали и Недели моды в России в рамках помощи отечественным дизайнерам, но реальным стимулом стали бы большие инвестиции в индустрию, создание частной компании по аналитике тенденций (но это невозможно, так как в нашей стране в целом практически нет аналитики мнения общества), повышение уровня жизни населения (чтобы они могли приобретать качественную продукцию российских производителей)».

«Мода – это зеркало истории», и всё, что происходит в реальной жизни, находит в ней отражение, - говорил искусствовед, историк моды Александр Васильев. Так, например, пандемия задала тренд на создание дизайнерских масок и обратила внимание дизайнеров на медицинские костюмы.

Санкции тоже оставят свой отпечаток на российской моде. Говоря о будущих трендах, собеседники konkir.ru полагают, что они проявятся после сезона 22/23 года и в полной мере оформятся к сезону 24/25. Впрочем, некоторые прогнозы можно сделать уже сейчас. Например, эксперты предвидят, что Россию ждёт отставание от общемировых тенденций. Если сейчас в моде жизнерадостные насыщенные тона и отсылка к моде 2000-х с её открытостью, то российская мода может надолго остаться закрытой и неяркой.  Причиной тому может стать курс брендов на базовый гардероб, который лучше продаётся. Также россияне почувствуют упадок качества производимой и продаваемой продукции из-за прихода на рынок китайских, турецких брендов и невозможности заместить импортное оборудование и материалы.

«К примеру, бренды спортивной одежды уже давно сотрудничают с учёными, которые внедряют сложные технологии в производство кроссовок. Это особенные дышащие и впитывающие материалы, специальные подошвы, снижающие нагрузку на стопы и т.д. Дизайн этих изделий скопировать не сложно, но вот достичь того же уровня материалов и конструкции получится вряд ли, - объясняет исследователь моды Наталья Ксенчак. - Вероятно, стоит ожидать деградацию вкуса населения. Россияне научились одеваться не так давно - к концу 2010-х, на что повлияло разнообразие сегментов магазинов, стильная и недорогая одежда в масс-маркете, передачи о моде, соц.сети. Сейчас многое из этого стало недоступно: многие бренды масс-маркета ушли, известные передачи о моде закрыты, проводник моды в массы - Instagram - признан экстремистским. Как бы ни ругали качество вещей в Zara или H&M, эти бренды оперативно внедряют в повседневные гардеробы новинки с подиумов, а значит, любой человек может почувствовать себя современным, актуальным и успешным».

Уход западных компаний обернётся потерей прибыли для арендодателей торговых площадей, бюджет не доберёт налогов, огромное количество людей потеряют работу. На фоне снижения уровня жизни населения и ограниченного выбора эксперты ожидают и снижение покупательского спроса. Впрочем, в современных реалиях, где мир моды думает о том, как замедлиться, производить меньше вещей и, соответственно, мусора, отказ от излишнего потребления и курс на осознанный шопинг можно рассматривать, как положительный фактор.

Александра Корнева

Фото: pexels.com

Популярные