USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Вжух! Скорость передвижения самокатов по Санкт-Петербургу ограничили.

Теперь на электросамокатах по городу нельзя ездить быстрее 20 км/ч. А скорость перемещения по центральным улицам и вблизи достопримечательностей во время проведения Евро-2020 не должна превышать 10 км/ч. Кроме того, теперь сервисы недоступны для подростков младше 18 лет. Подробности в материале Петра Русакова.

Комитет по транспорту Санкт-Петербурга и представители сервисов аренды самокатов «ПоПути», Eleven, BusyFly, Molnia, Mangoo, Myscoobee, Urent и Whoosh одобрили правила, по которым в городе можно использовать средства индивидуальной мобильности (СИМ). К ним относятся гироскутеры, моноколеса, самокаты, электросамокаты и любые другие устройства с электродвигателем.

В дополнение к уже согласованному запрету парковать самокаты ближе 15 метров от остановок транспорта, на узких тротуарах (шириной менее 1,5 метра) и на пути следования горожан к метро запрещается передвигаться и размещать самокаты на Дворцовой и Сенатской площадях, а также на Малой Морской улице. Нельзя оставлять СИМ на газонах, цветниках и в парках.

Двигаться быстрее 20 км/ч на электросамокатах в Санкт-Петербурге запрещается. До конца Евро-2020 (12 июля) на улицах с плотным туристическим потоком и вблизи основных достопримечательностей скорость СИМ ограничивается до 10 км/ч. Всего на время проведения чемпионата парковку и движение самокатов ограничат почти на сотне улиц города: в границах фан-зон, стадиона и мест остановок шаттлов болельщиков. После окончания европейского соревнования, скорость на данных участках не должна превышать 15 км/ч.

Запрещается пользоваться электросамокатами и другими СИМ несовершеннолетними. Перемещаться на устройстве можно только трезвым и в одиночку. При пересечении пешеходных переходов придётся спешиваться.

Кикшеринговые сервисы будут ограничивать скорость для пользователей на программном уровне, а владельцам личных самокатов, чтобы не иметь проблем с полицией, необходимо будет самостоятельно соблюдать введённые ограничения.

Напомним, в Санкт-Петербурге начала работать горячая линия по проблемам с электросамокатами. Петербуржцы могут обратиться по бесплатному номеру 8-800-350-54-93 и сообщить о нарушениях правил пользования самокатами. Для регистрации жалобы необходимо сообщить адрес, время и описать проблему.

Необходимость ограничения скорости средств индивидуальной мобильности обсуждается властями и на федеральном уровне. Накануне Минтранс представил проект поправок в ПДД, в котором предлагается ограничить скорость электросамокатов до 20 км/ч на тротуарах и до 25 км/ч на проезжей части. СИМ, которые весят более 35 кг, запретят двигаться по тротуару.

Регулирование средств микромобильности происходит сегодня во многих точках мира и от страны к стране, от города к городу правила отличаются и, очевидно, Петербургские ограничения окажутся строже общероссийских.

На рынке кикшеринга в Санкт-Петербурге работают 8 крупных компаний, в парке которых более 12 тысяч электросамокатов. Этим летом в Северной столице свой сервис аренды планирует открыть «Яндекс.Такси». Услугу добавят в структуру приложений корпорации. Пользователь сможет максимально сократить время перемещения по городу, строя маршруты с использованием такси, каршеринга и самоката. Эксперты считают, что появление нового конкурента вынудит небольших участников отрасли консолидироваться. Петербургский рынок кратковременной аренды электросамокатов оценивается в 10 миллиардов рублей в год.

Арендовать или покупать?

Мы попробовали разобраться, что выгоднее: покупка электросамоката или аренда, и провели несложные расчёты. Например, одна из самых популярных компаний на рынке предоставляет электросамокат в Москве по тарифу от 5 рублей (в зависимости от нагрузки на сеть) за каждую минуту. Также необходимо заплатить 50 рублей за старт.

Представим, что пользователь кикшеринга ездит пять дней в неделю и весь велосезон (с апреля по октябрь) на электросамокате до работы и затем возвращаться, а каждую поездку принимаем равной 30 минутам. Рабочих недель в течение сезона 28, значит: (50 + 5 х 30) х 2 х 5 х 28 = 56 000 рублей.

Именно столько пользователь потратит за велосезон. Кикшеринг использует модель электросамоката Xiaomi M365, рыночная цена которого около 33.000 рублей. Учитывая, что собственный электросамокат прослужит не один сезон, понятно, что выгоднее использовать личное средство передвижения.

Однако у сервисов существует и услуга длительной аренды. Например, другой реально работающий на рынке кикшеринг, предоставляет Xiaomi Mijia M365 Pro по цене 1200 рублей за 5 часов и 1900 рублей за сутки.

Представим, что пользователь арендует Xiaomi Mijia M365 Pro и катается в свободное время в субботу и воскресенье. С апреля по октябрь 62 выходных и каждый раз самокат арендуется на пять часов за 1200 рублей: 1200 х 62 = 74 400 руб.

Xiaomi Mijia M365 Pro стоит около 45.000 рублей. И получается, что если пользоваться электросамокатом часто, аренда невыгодна.

Кроме того, существует множество факторов, которые придётся учитывать при аренде. Во-первых, не во всех городах велопрокат находится в шаговой доступности. Если станции далеко от вашего дома, сервис становится бессмысленным. Во-вторых, кикшеринги позволяют пользоваться электросамокатами только в пределах определённой территории, за город выехать не получится. В-третьих, сезон использования самокатов на большей части России ограничен.

Выгода использования кикшеринга зависит от этих факторов и от того, как часто используется электросамокат. Если нужно прокатиться пару раз в месяц по городу, рационально обратиться в сервис аренды. А если СИМ используется постоянно, лучше приобрести свой личный транспорт.

П.Русаков

Популярные