Консалтинговая компания КБ Стрелка рассчитала индекс туристической привлекательности России, узнала, что волнует отдыхающих, а также каким образом регионы могут привлечь новых туристов. Одним стоит обратить на инфраструктуру и сервис, а другим, напротив, сделать акцент на своей самобытности.
Впечатления россиян от внутреннего туризма изучали с помощью искусственного интеллекта, проанализировав более 6 миллионов текстов – постов в соцсетях, отзывов на сайтах и тп, посвященных отдыху в России. Исследователи охватили 82 региона. По их мнению, этот показатель поможет россиянам при планировании путешествий, вызовет интерес к отдыху в родной стране, а в стратегическом плане - поможет подготовиться к выполнению целей, обозначенных в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства».
В основе индекса туристической привлекательности регионов - соотношение объема туристического потока к содержанию публикаций туристов о поездках. Специалисты консалтинговой компании подсчитали количество постов в социальных сетях, блогах, на форумах и сайтах-агрегаторах отзывов, в которых регионы упоминаются в контексте туризма. Затем эти тексты распределили по эмоциональной окраске. Регионы условно разделили на 4 группы: «особые», «известные», «скромные» и «малозаметные». Эксперты КБ Стрелка также составили индивидуальные портреты регионов с учетом ключевых факторов, влияющих на туристическую привлекательность, и подготовили рекомендации по развитию туристического продукта.
Как оказалось, большая часть публикаций россиян посвящена туристической инфраструктуре и организации отдыха: гостиницам, кафе, экскурсиям, гидам, сувенирам и так далее. Если судить по отзывам, собранных искусственным разумом, в этом плане отечественный туризм проигрывает зарубежному, - качество инфраструктуры, как правило, не соответствовало ожиданиям путешественников.
«Среди негативно окрашенных текстов доля публикаций об инфраструктуре превышает показатели по другим направлениям более чем в два раза и составляет 44 %. Доля текстов, посвященных природным достопримечательностям, в свою очередь, составила 23 %», - сообщают в КБ Стрелка.
И все же большая часть россиян довольна природой родной страны. 31% путешественников оставляет положительные отзывы о красотах России.
Много позитивных отзывов получила уникальная нематериальная культура регионов – традиции, обычаи, обряды и тд. Для некоторых регионов развитие этого направления может быть особенно перспективным, - считают специалисты. «Однако продвижение нематериальной культуры требует творческих идей, нестандартных решений и необычных профессиональных компетенций. Поэтому регионам, которые сделают ставку на развитие этого направления, необходимо уделить внимание развитию человеческого капитала, привлечению квалифицированных кадров», - отмечают эксперты.
Популярность внутреннего туризма значительно выросла в период пандемии. Из-за закрытых границ россияне вынужденно открыли для себя достопримечательности России. Государство, в свою очередь, активнее взялось за развитие отрасли: к лету 2021 года планируется принять новый национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Его главные темы — создание качественных туристических продуктов и рост показателей развития отрасли вдвое к 2030 году.
Саша Колесникова