В течение двух лет все российские гостиницы обзаведутся звёздами

Премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил положение о порядке классификации гостиниц в стране, которые с 2019 года должны в обязательном порядке обзавестись звёздами. Их число должно соответствовать категории отеля. Двумя неделями ранее президент России Владимир Путин подписал закон, регулирующий предоставление гостиничных услуг. В документе самым главным стал пункт о классификации объектов туриндустрии.

На самом деле ещё в январе 2018 года Госдумой были приняты поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», согласно которым сертификация отелей, ранее проводившаяся на добровольной основе, приобретала обязательный характер с 1 января 2019 года. Также были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях, согласно которым не получившие свои законные звёзды гостиницы подвергаются штрафу в размере от 2,5 до 4% выручки за предыдущий календарный год.

Штрафовать начнут позже

Предполагалось, что отели с фондом свыше 50 номеров должны подстроиться под требования не позднее 1 июля 2019 года, а гостиницы, где номеров от 16 до 50 – до 1 января 2020 года. Для самых маленьких и скромных игроков рынка крайнюю дату установили на 1 января 2021 года. При несоблюдении новых норм по окончании этих сроков первая же проверка испортила бы владельцу гостиничного бизнеса настроение. Однако для первых двух категорий дедлайн, скорее всего, будет сдвинут на полгода. Соответствующее предложение уже внесено в правительство.

Причин для послаблений как минимум две. Во-первых, до сентября 2018 года туризм находился в ведении Министерства культуры, и именно оно готовило первоначальный вариант положения о классификации гостиниц. Во-вторых, когда в ноябре того же года получившее эстафетной палочкой данную сферу Министерство экономического развития опубликовало положение на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, оно столкнулось с множеством негативных замечаний. В основном представители отрасли указывали на слишком сложную процедуру классификации. Отельеры опасались и коррупционной составляющей процесса. Как показывает практика, чем больше шагов нужно предпринять для получения той или иной бумаги, тем больше вероятность натолкнуться на недобросовестных людей. В результате положение было доработано и в обновлённом виде представлено правительству.

Три месяца на притирку

На совещании с вице-премьерами Дмитрий Медведев подчеркнул, что поскольку документ готовился в сжатые сроки, необходимо и дальше внимать замечаниям и предложениям от представителей отрасли. Зампред председателя правительства Ольга Голодец добавила, что в течение трёх месяцев правительство будет наблюдать за тем, как идёт процесс. По её словам, вопросы от туристического сообщества поступают и сейчас.

Классификация объектов возложена на специально аккредитованные Минэкономразвития организации. На основании оценки гостиницы может быть выдано свидетельство о присвоении той или иной категории, в ином случае последует отказ в классификации, который, как и другой результат, можно оспорить в комиссии по апелляциям. Сколько их можно будет «нарисовать» на фасаде отеля, зависит от набора услуг, который соответствует данной категории. Свидетельство будет выдаваться сроком на три года, после чего его нужно будет снова «заслужить».

Рисовать звёзды честно

Одной из главных целей тотальной сертификации гостиничного бизнеса эксперты и сами участники рынка называют необходимость вывода из тени недобросовестных предпринимателей. В том же Крыму две трети гостиниц – полулегальные. В меньшей степени, но также наблюдается это и в других популярных туристических зонах. И если в Сочи и других городах, принимавших чемпионат мира по футболу, сертификацию прошли все отели, которые хотели размещать иностранных болельщиков (очевидно, таких большинство), то в целом по стране кто сколько хочет, тот себе столько звёзд и ставит.

Признают отставание от других стран в качестве обслуживания туристов и в правительстве. Сам Дмитрий Медведев отметил, что теперь, прежде чем «рисовать себе звёзды», владельцы отелей должны привести свои заведения к прописанным в документе нормативным требованиям. Это действительно необходимо, чтобы туристы были уверены в том уровне сервиса, который они намерены получить.

Цены не вырастут

Несмотря на то что прохождение обязательной классификации сопряжено с дополнительными расходами, которые неизбежно появятся у отельеров, какого-то заметного скачка цен на гостиничные услуги не предвидится. Самые крупные игроки ранее уже прошли процедуру добровольно, и им останется лишь подогнать какие-то отдельные аспекты своей деятельности к новым требованиям. Тем более что они формировались именно на основе ранее испытанных правил.

Что касается какой-нибудь провинциальной трёхзвездочной гостиницы, которая в Европе не удостоилась бы и двух звёзд, то для неё рост цен на номера может быть чреват потерей клиентов. На сегодняшний день существует не один десяток сервисов и приложений, собирающих лучшие предложения в единый список, в котором сравнивать стоимость услуг в совокупности с предоставляемым разными гостиницами сервисом очень удобно.

Единой системы нет, понимание есть

Встаёт вопрос, насколько российская система присвоения звёзд отелям будет соотноситься, в первую очередь, с европейской практикой. За последние 20 лет русские туристы успели посетить множество стран, побывав в самых разных гостиницах, – им есть с чем сравнивать. Раньше неоднократно приходилось слышать, что наши «тройки» и «четвёрки» на порядок хуже своих зарубежных «аналогов». Это и неудивительно. В нескольких странах Евросоюза классификацией отелей с 2009 года занимается организация под названием Hotelstars Union. В её перечне содержится около 270 пунктов, соблюдение или несоблюдение которых и выливается в соответствующую оценку.

Однако как таковой единой системы в мире не существует. Особенно это касается отелей азиатских стран, где более специфическое понимание комфорта. В Дубае, например, можно натолкнуться на шестизвёздочные отели. Любопытно, что с началом мирового кризиса конца нулевых некоторые гостиницы намеренно снимали у себя пятую звезду. Дело в том, что многие компании, урезая бюджеты, перестали командировать своих сотрудников в пятизвёздочные отели и тем более проводить там конференции.

Вообще характеризовать качество гостиничных услуг при помощи звёзд предложил в начале прошлого столетия американский бизнесмен Конрад Хилтон, создавший первую сеть гостиниц со стандартным набором гостиничных услуг. В дальнейшем его идея, появившаяся по аналогии со звёздами коньяка, получила широкое распространение в Европе. Правда, в Англии уровень отелей обозначают коронами (от одной до пяти), а в США классами (их всего восемь).

Безусловно, раз уж в последние годы внутренний туризм активно продвигается в массы, то и за качеством услуг, в том числе гостиничных, необходимо следить. Особенно положительно присвоение звёзд всем отелям должно сказаться на потоке иностранных туристов, которым будет проще ориентироваться в выборе места для отдыха не только в Москве, Санкт-Петербурге или Казани, но и на Байкале или в горах Алтая.

Курганов Дмитрий, tsargrad.tv