Автотуризм в России становится распространённым увлечением и желающих путешествовать по дорогам с каждым годом всё больше. Региональные власти в «туристических» регионах видят потенциал автопутешествий и прилагают усилия для развития и популяризации отрасли. Чего не хватает индустрии автотуризма? Во сколько обойдётся аренда автодома, чтобы начать приключение по российским дорогам? В какие части страны едут автопутешественники? Как сэкономить в турпоездке на собственной машине? Об этом - в материале konkir.ru
Водитель собственного кемпера самостоятелен и независим во время путешествий. Можно менять график и маршрут по ходу поездки, бывать в недоступных через услуги официальных турагентств и операторов уголках. Самые популярные у автопутешественников направления: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский и Ставропольский края, Крым, Карелия, Алтай, Псковская и Архангельская области, кавказские регионы.
Недавно развитие автотуризма сделали приоритетом власти Ленинградской области, которые разработали и внедряют программу «Развитие индустрии гостеприимства и рекреационного туризма». По плану к 2024 году в Ленобласти появятся «выгодные условия для развития автомобильного туризма, малых объектов размещения, а также сети туристских локаций с развитой инфраструктурой, в том числе для кемпингов и глэмпингов».
«В целом, западные и южные регионы Российской Федерации имеют лучше развитую транспортную и туристическую инфраструктуру, что делает их более привлекательными с точки зрения автотуризма, - объясняет кандидат социологических наук, доцент кафедры «Менеджмент и общегуманитарных дисциплин» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ Тимофей Башлыков, - В европейской части России имеется хорошо развитая сеть АЗС, автосервисов, точек общепита и отелей. Путешествие на машине из Москвы по городам «Золотого кольца», таким как Суздаль, Владимир или Ярославль, является отличным примером. В Крыму мягкий климат и возможности пляжного отдыха. На Северо-Западе автотуристы могут посетить большое количество культурных, исторических и природных достопримечательностей, включая Санкт-Петербург. Северный Кавказ и Краснодарский край примечательны прекрасным климатом, живописными ландшафтами, горами и морем. Сибирь и Дальний Восток менее привлекательны для автотуризма. В этих районах дорожная и сервисная инфраструктура не так развита, расстояния между населёнными пунктами больше, а неблагоприятные погодные условия могут усложнить путешествие».
Индустрия автотуризма в России растёт менее динамично, чем европейская, но количество поисковых запросов в интернете по темам кемпинга, автопутешествий и караванинга за последние 10 лет увеличивается каждый год. Спрос на автопутешествия стабильный и высокий.
Например, по данным аналитического агентства «Автостат», более 40% россиян отправятся на летний отпуск в этом году на автомобиле. На машине удобно поехать как в долгое приключение на море, прокатиться по историческим, культурным местам так и в пределах выходных дней навестить иногородних родственников или съездить на рыбалку, говорит генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев: «Автотуризм наиболее развит на юге страны. После появления трассы Таврида я всё чаще вижу автодома в Крыму. Они абсолютно актуальны для южной полосы России, которая огромна, но нужно развивать инфраструктуру. Рост спроса на автодома свидетельствует о том, что всё большему количеству россиян интересно путешествовать по стране, смотреть новые места, останавливаться в кемпингах, быть ближе к природе. В основном это жители городов, обеспеченные люди, которым не надо много работать или удалёнщики».
Как правильно путешествовать на автомобиле?
Автотуристу необходимо заранее составить маршрут с учётом состояния дорог, наличия заправок, авторемонтных мастерских, возможных мест для стоянок и прогноза погоды. Цена поездки может зависеть от множества факторов: от стоимости топлива и расходов на еду, жильё и парковку до обслуживания и ремонта машины или прицепа, оплаты платных дорог и страховки.
Сравнивать стоимость путешествий на собственном автомобиле и на другом транспорте сложно, так как многое зависит от конкретных условий поездки и личных предпочтений. Но можно сказать точно, что автопутешествия – увлечение, которое вряд ли обойдётся намного дешевле обычного туризма.
Впрочем, попробовать сэкономить можно. Для этого лучше путешествовать большой группой и разделить расходы с семьёй, друзьями или знакомыми, самостоятельно готовить пищу и ночевать не в гостиницах, а в палатке или собственном фургоне.
Чего не хватает российской индустрии автотуризма?
«Для дальнейшего активного развития автотуризма необходимо три условия,- полагает основатель УК HotConsulting Роман Сабиржанов, - Первое – это разветвлённая сеть автодорог. И здесь как раз Правительство России прилагает много усилий. […] Второе, что требуется – это организация цивилизованных и комфортных кемпингов для стоянок, караванов путешествующих на автомобилях. Сейчас это выглядит как просто огороженная территория с автостоянкой, но этого мало. Необходимы специальные условия для того, чтобы это было более комфортно для автопутешественников. Чтобы такие территории развивались, требуется разработка дорожной карты для бизнеса по процедуре выделения земель, порядку предоставления коммуникации для ведения такого бизнеса. Также позволит активно развивать направление автопутешествий информирование о маршрутах, создание информационных центров на границах областей, и популяризация автотуризма в СМИ».
Сопутствующий фактор, который необходим всей отечественной туристической отрасли: развитие направлений и локаций. Автотуристам нужна мотивация, чтобы отправиться на место отдыха или активности, либо посетить какую-то достопримечательность.
«Необходимо разрабатывать специализированные, интересные автотуристические маршруты с указанием основных достопримечательностей, исторических и культурных памятников, природных объектов, мест отдыха, - рассказывает кандидат социологических наук, доцент кафедры «Менеджмент и общегуманитарных дисциплин» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ Тимофей Башлыков, - Кроме того, необходимо увеличивать экологичность автомобильного транспорта, чтобы снизить вредные выбросы углекислого газа и защитить окружающую среду».
«Российскому автотуризму не хватает качества дорог и комфорта (не все готовы спать в машине – нужны недорогие места размещения), качества питания, удобств для инвалидов,- перечисляет генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев, - Нужно создавать туристические предложения, отвечающие современным запросам, разрабатывать новые маршруты, преодолеть сезонность. Например, туристов пугает снег и плохая погода в Санкт-Петербурге и Ленобласти в низкий сезон, а зря, потому что семейный отпуск зимой и ранней весной - это хорошая возможность существенно сэкономить на проживании и развлечениях, посетить знаменитые на весь мир музеи и достопримечательности без очередей, получить такие впечатления, которые туристы в тёплое время года не получат (экскурсии на снегоходах, прогулки на санях и собачьих упряжках и т.п.). Также нужно укреплять межрегиональные связи между субъектами РФ (не только с Москвой и Подмосковьем, но и с крупными городами Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также с югом России) и развивать событийный туризм».
Правительства некоторых регионов видят возможности в развитии автотуризма и поэтому занимаются этим направлением индустрии. По мнению начальника отдела экономики и инвестиций представительства Правительства Ярославской области при Правительстве РФ Анастасии Комаровой предпринимателям, местным властям, а также потенциальным клиентам и экспертам всё ещё не хватает диалога: «Автокемпинги создаются предпринимателями, далекими от понимания отрасли. Для них эта отрасль кажется привлекательной, так как в отличии от строительства кемпингов или глэмпингов, не требует больших вложений и капитального строительства, для которого нужно множество согласований. Автокемперы путешествуют вместе со своими домами. Но это не значит, что им не нужна продуманная функциональная инфраструктура. В автокемпингах должны быть коммуникации - инженерные сети, водоснабжение, в том числе для набора чистой питьевой воды, точки для слива канализационных отходов. Должны быть оборудованные санитарные узлы и душевые, так как не каждый автодом позволяет комфортно принять душ. А главное, автокемпинг – это не стоянка для автодомов. Это, в первую очередь, место отдыха. Для каждого туриста (или группы туристов) должно быть огороженное место, в идеале площадка с беседкой, столиком, мангалом. На площадке должно быть достаточно места, чтобы при желании установить палатку. Территория должна быть обособленной и охраняемой, с административным пунктом в котором туристы смогут получить информацию и необходимые услуги».
Вместе с автотуризмом растут сопутствующие рынки. К примеру, увеличивается спрос на аренду автодомов. Покупка автодома - дорогое удовольствие, и тем, кто хочет попробовать такой вид отдыха, лучше начать с аренды. Арендовать специализированный для автопутешествий транспорт можно через специальные агентства.
К слову, бизнес организаций, которые сдают «дома на колёсах», прицепы или фургоны для туризма сравнительно прибылен. В компании Dom&Go подсчитали, что сдавать в аренду «дома на колёсах» в 7 раз выгоднее, чем сдавать квартиры. Если арендовать трейлер, можно получать прибыль до 25% годовых, что окупит его за 4–5 лет. А прибыль от аренды квартиры обычно не превышает 3,5% в год и окупится примерно за три десятка лет.
Даже с учётом, что сезон кемперов в России длится около 200 дней в год, трейлеры всё равно выгоднее. Цены на квартиры растут быстрее ставок по их аренде, что снижает прибыль от сдачи обычного жилья: два года назад она достигала 6%, а сейчас всего 3,5%.
В наше время количество желающих снять «дом на колёсах» в разы превышает предложение на рынке, сообщают в Dom&Go, где в 2022 году получали более 250 запросов в неделю на аренду кемпера, но удовлетворить могли лишь 5% спроса.
Приобретать автофургон и использовать его несколько раз в год, если вы не заядлый путешественник, нерентабельно. За автодомом нужно ухаживать, оплачивать страховку и техобслуживание.
Новый кемпер-прицеп стоит от 1 млн рублей, а с пробегом около — 750 000 рублей. Полноценный автодом обойдется в 7–15 млн рублей, а подержанный не менее чем в 3–4 млн рублей. При этом арендовать автодом можно за 2500–30 000 рублей в сутки в зависимости от комплектации.
Игорь Прусаков
Фото: Blake Wisz (unsplash.com)