USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Тренды социальной инженерии. В «Сбере» рассказали о борьбе с телефонными мошенниками.

19 ноября 2021

В Сбербанке привели статистику, по которой основная часть звонков мошенников на телефоны россиян поступает из-за рубежа. Чтобы выманить средства у жертв, злоумышленники используют подменные номера и притворяются сотрудниками силовых структур. О новых веяниях социальной инженерии в материале Игоря Прусакова.

Приблизительно 70% звонков мошенников поступают на телефоны россиян из-за границы, сообщил зампред правления «Сбера» Станислав Кузнецов. Чаще всего нежелательные контакты поступают из Украины: «Ещё конкретнее — город Днепр, бывший Днепропетровск. Там большое количество русскоговорящей молодежи, а возможностей честного заработка, очевидно, не хватает», — размышляет зампред.

По информации Кузнецова раньше в Днепре действовало до 1000 преступных кол-центров, но за 2021 год их количество сократилось до 150. Причины этого процесса руководитель «Сбера» не объяснил, зато привёл статистику: два года назад в 40% случаев мошенники звонили россиянам из мест лишения свободы на территории страны, ещё в 40% - из-за границы, а остальные 20% звонков поступали из городов РФ.

Основной инструмент злоумышленников на данный момент – звонки с подменных номеров из-за границы. Совсем скоро их удастся сократить минимум на 60%. Дело в том, что летом Госдума приняла закон о блокировке операторами международных звонков и сообщений, совершённых с подменой номера. Положения документа заработают в полную силу с декабря.

Кроме того, в последнее время у злоумышленников стало модным представляться сотрудниками силовых структур: МВД, Следственного комитета, Генпрокуратуры, ФСБ и других. Например, «следователь» может попросить помочь поймать вороватого сотрудника банка, который пытается украсть ваши деньги, а чтобы взять «негодяя» с поличным нужно, чтобы жертва немедленно перевела деньги на «безопасный счёт».

Бывали случаи, что под личиной силовиков и якобы для проведения спецопераций, преступники даже убеждали жертву продать квартиру и перевести им вырученные деньги. При этом злоумышленники объясняют доверчивым гражданам, что не звонят с номера 900, потому что общаются только по защищённой от прослушивания линии. «Мы всегда звоним с номера 900 и подменить его технически невозможно», — напомнил замглавы «Сбера».

В октябре 2021 Станислав Кузнецов рассказывал, что злоумышленники стали звонить клиентам Сбербанка почти в два реже. Это не значит, что мошеннический бизнес теряет популярность, просто преступники теперь охотятся за клиентами других кредитных организаций, им они стали звонить чаще на 70-80%.

Ещё в июле 2021 зампред называл Россию лидером по телефонному мошенничеству, а ситуацию описывал как национальное бедствие. По его словам, кибермошенники совершали около 100 тысяч звонков в день, каждый 10-й звонок любому российскому абоненту поступал от преступника.

В свою очередь, Минэкономразвития для борьбы с телефонными мошенниками предложило отменить тайну связи. По согласию абонента оператор сможет передать данные о звонках, платежах и трафике третьей стороне. Соответствующие поправки опубликованы на портале проектов нормативных правовых актов.

В пояснительной записке чиновники объясняют, что снятие тайны с информации об абонентах поможет оказать поддержку честным гражданам: например, банк будет знать, в каком регионе находится абонент и не допустит операцию по снятию наличности, если она происходит в другом регионе.

Ведомство считает, что снятие тайны связи окажется полезным и бизнесу. Например, путешественник сможет получать информацию от туристических сервисов о достопримечательностях, экскурсиях и других событиях рядом с ним.

Однако, экспертов насторожило не соответствие законопроекта и пояснений к нему. Если в записке Минэкономразвития говорит о возможности предоставлять данные третьим лицам с согласия абонентов, то в тексте проекта закон «наделяет правительство правом в одностороннем порядке определять правила доступа третьих лиц к информации как о биллинге, так и о самом абоненте».

Игорь Прусаков

Популярные