USD 58,45 ₽
EUR 55,72 ₽

Теория лжи: как не вестись на пропаганду и поддерживать гигиену сознания.

29 августа 2022

В 21 веке информация стала одним из самых мощных орудий массового поражения. Различные СМИ и паблики ежедневно «бомбят» новостями сознание людей. В информационном потоке слились факты, домыслы и откровенные вымыслы. Войска информационных фронтов вербуют в свои ряды гражданское население. Всё сказанное подаётся с «неопровержимыми доказательствами». Как сохранить в бесконечном потоке новостей здравый смысл и способность мыслить критически, как не поддаться влиянию пропаганды, исходящей и от государственных СМИ, и от оппозиционных источников? И существует ли вообще свободная журналистика? – об этом в материале konkir.ru.

 

Свободная пресса – миф или реальность?

Объективность и беспристрастность – это то, к чему должен стремиться журналист. Поднимая злободневные для общества вопросы, профессионал обязан освещать проблему с разных сторон. Понимая все «за» и «против», каждый может сформировать личную точку зрения. Таким образом, СМИ не только сообщают где, что и когда произошло, но и формируют представления об устройстве окружающей действительности.

Сегодня в России окружающую действительность формируют федеральные СМИ. Те, чья позиция отличается от государственной повестки, так называемая свободная пресса, почти вся ушла в Интернет.

Впрочем, свободная журналистика – понятие довольно неоднозначное, - объясняют эксперты. На работу журналиста накладывается масса ограничений. Прежде всего, на него влияет система ценностей, которая принята в его окружении. Поэтому даже в самых свободных обществах можно говорить скорее о плюрализме мнений и разнообразии СМИ, а не о независимости прессы.

«Скажем, на Западе капитализм как экономическая система и либеральная демократия как политическая система задают норму в освещении тех или иных событий, а всё, что в неё не укладывается, сразу маргинализируется,- объясняет профессор кафедры философии и медиакоммуникаций Казанского государственного энергетического университета, доктор философских наук Алексей Гурьянов. Кроме того, продолжает эксперт, сегодня многие СМИ озабочены не столько тем, чтобы показать различные точки зрения на происходящее, сколько отстаиванием чьих-то бизнес- или политических интересов. Ещё один фактор, мешающий журналисту абсолютно беспристрастно смотреть на ситуацию – его личные установки: «Дело в том, что человек склонен фильтровать информацию в соответствии со своими убеждениями и предубеждениями, предшествующими знанию, а свой выбор в пользу той или иной точки зрения он рационализирует, объясняет себе постфактум, но сам выбор скорее пристрастен и эмоционален, нежели объективен и рационален. В этой связи, я бы говорил не о свободной, а конкурентной журналистике. И её, увы, нашему обществу не хватает. Состязательность или, как говорили древние греки, агональность в спорте, искусстве, судебных прениях и, конечно, СМИ - мощнейший фактор развития общества».

 

«Ах, обмануть меня не трудно…»

Пропаганда – крайне эффективный инструмент манипуляции сознанием общества. Стремясь подвести объект (общество) к нужным для манипулятора выводам, пропагандист убеждает, что преподносимая им реакция на события является единственно правильной. Подверженность пропаганде объясняется тем, что она даёт простые ответы на сложные вопросы.«Неискушенный человек, а таких большинство, во все времена охотнее воспринимал черно-белую картину мира, поскольку в бинарных категориях проще ориентироваться. Именно поэтому, скажем, религия более востребована в обществе, чем философия. То же и с пропагандой: здесь – свои, там – чужие, здесь – правда, там – ложь. Пропаганда категорична и выступает от имени истины, а это подкупает тех, кто не хочет пользоваться собственным мышлением и самостоятельно разбираться в сложных проблемах», - продолжает Алексей Гурьянов. - Однако истиной, как известно, никто не обладает, поэтому в этом есть элемент обмана. К сожалению, в случае с пропагандой простота предлагаемых ею ответов влечёт искажение реальности. В этом эффект упрощения. К плюсам пропаганды можно отнести её ненасильственный характер, хотя она и может угрожать насилием. Это относительно гуманный способ воздействия на человека, но в этом кроется и её недостаток – она аморальна. Пропаганда использует человека как средство для достижения своих целей, а по меркам строгой этики, человек – это всегда цель, но не средство для удовлетворения внешних утилитарных интересов».

Искажение событий в современном мире информационных войн стало обыденным делом. Более того, в ход идёт не просто искажение, а откровенная ложь - фейкньюз. Это далеко не новое явление значительно распространилось с развитием Интернета.

Существуют разные типы фейковых новостей: «жёлтая» пресса или журналистика низкого качества, подставной контент, вводящие в заблуждение заголовки, сатира и пародии. И, конечно, ложная информация или искажённые факты нередко используются в целях пропаганды.

Отличить правду от вымысла, зачастую, очень сложно, но всё же можно попытаться, если знать, какие инструменты воздействия использовались при создании ложного месседжа. Так, по словам кандидата культурологии, доцента, заместителя руководителя Департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Нины Козловцевой, инструменты фейкньюз во многом повторяют принципы создания текстов по методу сторителлинга, разработанного Дэвидом Армстронгом: «Людям гораздо проще запомнить истории из личного опыта, чем что-то абстрактное. Цель каждого такого сообщения продумывается заранее, и чаще всего такие тексты создаются с целью манипуляции».

Для фейковых новостей характерно обращение к эмоциям, чтобы вызвать у читателя или зрителя возмущение, гнев, страх, сопереживание и тд. Главный герой, вызывающий доверие, метафоры и стилистические средства, -  воспринимающий информацию должен почувствовать себя на месте героя сюжета, проникнуться к нему сочувствием или возненавидеть. Цель такого рода новостей — сформировать с героем эмоциональную связь.

Но сложность в том, что метод сторителлинга применяется не только для создания ложного контента, поэтому чтобы проверить достоверность информационного сообщения придётся потратить время на изучение источника информации, поиск подтверждения или опровержения информационного послания. «Несомненно, умение анализировать факты и отличать правду от вымысла является критически важным в современном мире обилия информации. Неудивительно, что одним из важнейших мягких навыков (softskills) для современного человека становится критическое мышление, без которого трудно существовать в мире, которым управляют слова. Как показывает нам литература (в первую очередь, антиутопии), даже при попытках культивирования слепой веры пропаганде в обществах (например, в романе «1984» и других подобных) всегда находятся люди, способные анализировать и сопоставлять факты с официальной позицией пропаганды. К чему это приводит, полагаю, говорить не нужно»,- поясняет Нина Козловцева.

Политическая пропаганда существует везде, и говорить, что она присуща только авторитарным режимам было бы некорректно. Особенно очевидным стремление воздействовать на массы становится в периоды подготовки к выборам или во время напряжённой международной или внутренней обстановки. Стремясь завладеть сознанием людей и влиять на общественные, политические, экономические процессы, пропагандисты часто пренебрегают достоверностью месседжа.

«Объективная информация - мечта любого общества. Однако фейки существуют и процветают, потому что чаще отвечают внутренним потребностям людей, чем объективные данные. Как говорил классик: "Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад". Даже если транслировать новости из единого официального источника, например, как было в Советском Союзе, добиться единого информационного пространства невозможно,- говорит Елена Истягина-Елисеева, заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по физической культуре и здоровому образу жизни, профессор НИУ ВШЭ. -  Представители разных социальных групп всё равно будут интерпретировать любые данные по-своему. Параллельные источники информации всё равно будут появляться в форме слухов и так далее. Политическая пропаганда - явление, сопровождающее человека со времён первобытного общества. Вспомните шаманов, которые навязывали своё мнение племени, прикрываясь волей богов. При любом политическом строе найдутся политики, скрывающие свои промахи за происками внешних врагов. Причём этот приём работает на любом, даже самом бытовом уровне. У нас по ночам "Байден" скамейки в парке ломает. А у них "Путин" в магазине ценники переклеивает».

 

Можно ли противостоять манипуляции?

Механизмы воздействия на человеческое сознание всесторонне изучены и хорошо отточены. Послание, которое стремится вселить в сознание людей пропагандист, окутывает реципиента со всех сторон. Впрочем, пропаганда не всегда является злом и может служить для сплочения населения вокруг какой-то благородной идеи. «С засильем пропаганды в новостях справиться невозможно – пропаганда будет всегда, вопрос, что именно пропагандировать – можно бережливое отношение к природе, а можно, например, ненависть к какой-то группе людей, - говорит Владимир Пинаев– к.э.н, доцент Департамента экологической безопасности и менеджмента качества продукции института экологии РУДН. - Наиболее действенный вариант фильтрации – отказ от просмотра/чтения новостей. Как вариант - уменьшение информационного потока и переключение  аудитории на что-то более созидательное. Избыток свободного времени приводит к желанию смотреть новости и как следствие к потреблению пропаганды».

Чтобы не отключаться от информационного поля, но при этом не стать жертвой манипуляции, необходимо развивать критическое мышление. Прежде всего, человеку стоит воздерживаться от преждевременных выводах о собственной интеллектуальной непогрешимости и всё подвергать сомнению, советует Алексей Гурьянов, профессор кафедры философии и медиакоммуникаций Казанского государственного энергетического университета, доктор философских наук: «Человеку свойственна самоуверенность в духе «меня не проведешь». Если человек рассуждает таким образом, значит, на его критических мыслительных навыках можно поставить крест. Но если он готов признаться в собственной уязвимости, стать самокритичнее и, подобно Сократу, признаётся себе в том, что знает, что ничего не знает, это будет первым шагом к тому самому «излечению».

Ещё одним мощным оружием против пагубного воздействия пропаганды является общее просвещение, расширение кругозора и повышение культуры, ведь манипулятор пользуется неосведомленностью потребителя информации. Там, где пропаганда затрагивает вопросы, входящие в сферу компетенции, знаний и личного опыта объекта манипуляции, она становится бессильной.

«Не существует общества, свободного от медиаманипулирования, как и очень мало людей, не подверженных ему. Избавить общество от влияния пропаганды вряд ли возможно, поскольку медиаконструирование вызвано объективными социальными и институциональными причинами. Пока существует общественное мнение и различные социальные, экономические, политические интересы, за него будет идти борьба, а в ней, увы, все средства хороши с точки зрения заинтересованных лиц. Другое дело, что государство должно создавать условия для относительно честной борьбы по правилам за общественное мнение – через свободные СМИ, беспристрастный суд и честные выборы, и в этом случае оголтелая безальтернативная ложь не будет конкурентоспособной»,- резюмирует профессор Алексей Гурьянов.

«Общественность не осознает всей ценности образования», - писал один из крупнейших специалистов по PR, описавший механизмы массового убеждения, Эдвард Бернейс. Образование как общественный фактор не получает должного внимания, какое могло бы быть в демократическом государстве. Поэтому в мире пропаганды заботиться о собственном мышлении придётся самостоятельно. Отлично стимулирует ум и пробуждает тягу к прекрасному чтение хороших книг.

Александра Корнева

Фото: из свободных источников

 


 

 

Популярные