С начала осени в Париже запрещена аренда электросамокатов. Мэрия французской столицы отказалась продлевать контракты с кикшеринговыми компаниями после того, как за такой шаг проголосовали горожане. Действительно ли некоторые средства индивидуальной мобильности представляют угрозу? В чём их польза? Может быть, электросамокаты необходимо запретить и в российских городах? Отвечаем на эти и другие вопросы в материале на портале – konkir.ru
С осени по улицам французской столицы нельзя перемещаться на арендованных электросамокатах. Кикшеринговые сервисы свернули работу после итогов прошедшего летом городского референдума, на котором за запрет высказались почти 90% голосовавших. Предоставляющие услуги на парижском рынке аренды электросамокатов организации обратили внимание на низкую явку, но вынуждено подчинились решению мэрии.
В референдуме приняли участие всего около 100 тысяч человек – не более 8% от всех горожан с правом голоса. «Явка могла бы быть более активной и представительной, если бы методы голосования были иными: больше избирательных участков, электронное голосование, муниципальная информация», — отметили в совместном заявлении коммерческие сервисы. Критиковали электоральное событие даже чиновники. В частности, министр транспорта Франции назвал референдум «огромным демократическим провалом».
Причиной для голосования стали проблемы с этим двухколёсным видом транспорта: пользователи беспорядочно бросали электросамокаты в разных точках города и создавали угрозу для безопасности других участников движения.
«Электросамокат, безусловно, очень опасное устройство в неправильных руках,- объясняет эксперт в области транспортной урбанистики Дмитрий Нова. - Сам по себе он может весить около 30 кг (плюс вес наездника). Даже на небольшой скорости он обладает очень большой кинетической энергией. При столкновении с ничего не подозревающим пешеходом это запросто может привести к тяжёлым травмам или даже гибели. Конструкция самокатов жёсткая, никаких средств безопасности он не имеет, тормозной путь очень велик и при этом устройство не воспринимается всерьёз, а скорее как игрушка. С виду он маленький и безобидный и вроде бы даже не транспортное средство, но пешеходов раздражает».
В 2022 году в Париже по вине водителей электросамокатов произошли сотни ДТП с участием как пешеходов, так и автомобилистов: пострадали свыше 450 человек, погибли трое. Основная часть инцидентов пришлась именно на арендных «самокатчиков», которые зачастую игнорировали правила дорожного движения, ездили по двое-трое, лавировали в людских потоках, парковались, где вздумается и даже сбрасывали самокаты в Сену.
«Электросамокаты опасны, потому что на них ездят обычно в пределах тротуаров и на скорости, в разы превышающей среднюю скорость движения пешехода,- говорит управляющий партнёр адвокатского бюро «Матюнины и Партнёры» Олег Матюнин, - на оживлённых тротуарах, площадях и набережных вероятность столкновения с электросамокатом повышается. Опасность сохраняется и в случаях, когда имеется выделенная полоса, потому что не все пешеходы избегают перемещаться по таким полосам. В целом дорожная и пешеходная инфраструктура в России не предусматривает условий для безопасного перемещения на электросамокатах».
До запрета на парижском рынке аренды электросамокатов работали три коммерческие компании. Их общий парк равнялся примерно 15 тысячам единиц техники. В 2022 году парижане совершили на арендованных самокатах 18 миллионов поездок, причём пользовались этими транспортными средствами, в основном, молодые люди. Возраст более 70% пользователей составил от 18 до 35 лет.
Может ли парижская история повториться и в крупных российских городах? По мнению пресс-секретаря кикшеринговой компании Whoosh Дениса Балакирева ситуация в России принципиально отличается и в подобных запретительных мерах нет необходимости: «В нашей стране кикшеринг это новый городской транспорт: более 80% всех поездок совершается по транспортному сценарию, самокаты есть в ПДД, сервисы развивают аренду в диалоге с городом, с Департаментом транспорта, с ГИБДД. Если в Париже самокат после поездки можно было оставить где угодно, то у нас – только на точках виртуальных парковок, за порядками на которых следят сервисные команды операторов. В России осуществляется планомерная работа по дальнейшей интеграции кикшеринга в жизнь городов, ведётся контроль за соблюдением правил и выписываются штрафы за их нарушения. <…> У сервиса Whoosh нет анонимных поездок, мы знаем всё о наших самокатах – кто арендовал, где ехал, с какой скоростью и т.д. Если происходит ДТП, по запросу ГИБДД мы можем предоставить всю необходимую информацию для установления всех обстоятельств. При этом важно понимать, что более 99.9% всех поездок на самокатах Whoosh проходит без каких-либо нарушений и инцидентов. Любой негатив - менее 0.01% от общего числа поездок. Просто каждый случай привлекает повышенное внимание в силу популярности самокатов. Но проблема не настолько массовая, как может показаться, и у нас есть всё необходимое для дальнейшего улучшения статистики - как в техническом, так и в правовом аспекте».
Из статистики МВД следует, что в 2022 году в РФ произошло 941 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ). В них погибли 19 человек, и ещё 976 человек получили травмы. Причём количество происшествий с СИМ растёт в стране с каждым годом: в 2021 году таких аварий было 672, в 2020 году — 410, а в 2019-м — 142. В одной Москве за первые 4 месяца 2023 года произошло 60 аварий с участием электросамокатов в которых пострадали 63 человека.
Между тем, кандидат экономических наук Сергей Гатауллин считает, что средства индивидуальной мобильности востребованы: «Статистика кикшеринговых компаний по продолжительности и маршрутам горожан, передвигающихся на электросамокатах, свидетельствует от том, что в этом сегменте произошла трансформация модели использования электрического средства индивидуальной мобильности от прогулочных поездок выходного дня к встраиванию в ежедневные маршруты передвижения по городу в целях оптимизации затрат времени на дорогу. Такой способ передвижения снижает нагрузку на классическую транспортную инфраструктуру и наносит существенно меньший вред экологии».
Прежде чем всецело запрещать электросамокаты необходимо тщательно рассмотреть, каким образом можно повысить безопасность этого вида транспорта, замечает эксперт в области транспортной урбанистики Дмитрий Нова: «Для начала можно попробовать ограничить скорость самих арендуемых устройств, например, в 10км/ч, чтобы ездок круизил чуть быстрее пешеходного потока. Тем более технически это не должно быть сложной задачей. Это не средство для гонок – это средство, в том числе для тех, кто испытывает проблемы со здоровьем ног и кому самокат помогает передвигаться. И это не средство для доставки еды – это средство консервации сил доставщика. К проблеме нужно подходить разумно и поэтапно».
С весны 2023 года понятие «средства индивидуальной мобильности» официально внесено в государственные российские Правила дорожного движения (ПДД). Термин охватывает собой электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства передвижения.
Несмотря на то, что теперь СИМ упоминаются в правилах сорок три раза, подавляющее число пользователей этого вида транспорта своё отношение к нему не изменили. «Многие ли из арендаторов знают правила движения на электросамокатах? – задаётся вопросом управляющий партнёр адвокатского бюро «Матюнины и Партнёры» Олег Матюнин,- хорошо бы увидеть таких сознательных граждан, особенно среди несовершеннолетних. Между прочим, пролистывать ПДД хорошо бы и пешеходам. Кто, например, знает, что, находясь в жилой зоне, пешеходы не должны создавать на проезжей части необоснованные помехи для движения электросамокатов? Между тем, такая обязанность существует».
«Думаю, основная проблема заключается именно в том, что до пользователей не доносится информация о потенциальной угрозе при безответственном управлении самокатом,- предполагает эксперт в области транспортной урбанистики Дмитрий Нова,- и место у него всё же есть, раз есть сама технология и спрос на неё. И это место, вероятно, на тротуаре или велодорожках».
В России для всех электросамокатов установлены чёткие правила. Дети до 14 лет могут ехать по тротуарам, пешеходным и велодорожкам, а люди cтарше 14 лет - только по велодорожкам: при условии, что вес такого устройства не превышает 35 кг. При этом скорость передвижения ограничена 25 км/ч.
Если велодорожек нет, то ехать можно по тротуару, но только со скоростью пешеходов, которые, в этом случае, будут в приоритете. При наличии тормозов, заднего красного фонаря и передней фары разрешено двигаться по краю проезжей части, но только там, где скорость ограничена 60 км/ч.
«Разумным представляется слаженная работа городских властей, законодателей, ГИБДД и бизнеса, с учётом интересов жителей мегаполисов, вырабатывать и корректировать комплекс мер, направленный, прежде всего, на профилактику нарушений ПДД, которые становятся основной претензией к гражданам, управляющих СИМ,- считает кандидат экономических наук Сергей Гатауллин, - из эффективных мер может быть использовано сетевое ограничение скорости, в зависимости от городской зоны; более точная классификация составов нарушений ПДД; штрафные санкции для бизнеса, не обеспечивающего должный уровень безопасности; развитие интеллектуальной городской транспортной инфраструктуры с учётом новых вызовов».
Исходя из статистики можно предположить, что пользователи личных электросамокатов с большей осторожностью относятся к своей собственности, меньше лихачат и реже попадают в ДТП. Но так ли это на самом деле? К слову, в Париже также в несколько раз подняли штрафы для «частников», которые возят на своём самокате пассажиров.
Если арендованные СИМ можно программным способом ограничить в скорости и отследить любые произошедшие с ними события, то как контролировать устройства в личной собственности? Судя по примеру канадского Торонто тотальный запрет не сработает.
Каждый день электросамокаты помогают перемещаться по городу огромному количеству жителей, в том числе людям с ограниченными возможностями. Удастся ли решить проблему большого количества ДТП в больших городах с участием СИМ запретом аренды электросамокатов? Вероятно, об этом расскажет будущая статистика из парижских улиц.
Игорь Прусаков
Фото: unsplash.com