USD 60,48 ₽
EUR 62,88 ₽

Профессия – помогать. Как события последних лет повлияли на сферу благотворительности?

1 ноября 2022

Роль благотворительности в России неуклонно росла с 2010-го года. Однако на отрасли негативно сказались пандемия и военная операция РФ в Украине. С чем пришлось столкнуться организациям, которые занимаются помощью другим? Каков среднестатистический портрет человека, который готов помогать окружающим? Кого готовы поддержать россияне? Подробнее об этом в материале портала konkir.ru

В 2021 году Россия достигла 67-го места в Мировом рейтинге благотворительности, который публикует британский фонд CAF.

Эксперты считают это хорошим результатом, ведь ещё в 2010-м страна находилась на 138-й строчке.

Выросли все три показателя, которые учитываются при расчётах: денежные пожертвования в благотворительные организации, работа граждан волонтёрами и помощь незнакомым людям. Совокупный индекс РФ составил 33%, хотя ещё в 2018 году не превышал 25%.

Для сравнения на первом месте в этом списке Индонезия (индекс 69%), на втором — Кения (58%), на третьем — Нигерия (52%). В десятке мирового рейтинга благотворительности оказались такие страны как Мьянма, Австралия, Гана, Новая Зеландия, Уганда, Тайланд и край Косово.

Насколько активно россияне участвуют в благотворительности, пару лет назад исследовал также ВЦИОМ. Оказалось, что в течение пяти лет более 30% опрошенных помогали окружающим: переводили деньги в фонды или на счета нуждающимся, передавали вещи в детдома и дома инвалидов. Статистика обнадёживающая: за десять лет с 2010-го года число благотворителей в России выросло в восемь раз.

Увеличение размера частных пожертвований и есть самый выдающийся успех в этой сфере за последние годы. Кроме того, филантропия развивается на местных уровнях, в стране создаётся сеть фандрайзинговых благотворительных фондов. В России ведут деятельность более 100 тысяч некоммерческих структур, которые занимаются пожертвованиями.

Между тем, в РФ отрасль всё ещё сталкивается с огромным количеством проблем и развита не так хорошо, как в странах на верхушке рейтинга CAF. Семь из десяти опрошенных ВЦИОМ респондентов не смогли назвать даже одну благотворительную организацию, а международный термин «фандрайзинг» (сбор пожертвований) оказался незнаком более 90% населения.

Филантропию сдерживает неразвитая в этом направлении законодательная среда. Например, жертвующие юрлица не получают никаких преференций вроде налоговых льгот. Мешают нестабильность в экономике. Кроме того, граждане и государство до сих пор с недоверием относятся к НКО, а сотрудники волонтёрских организаций недостаточно квалифицированы.

С какими ещё проблемами в последнее время сталкиваются в России НКО, порталу konkir.ruрассказала руководитель проекта о грамотной благотворительности «+1 Люди» Римма Бичурина: «События последних лет заставляют некоммерческие организации быть адаптивнее, учиться оперативно в краткие сроки пересматривать и переформатировать свою работу, чтобы иметь возможность продолжать свою деятельность. Так, в 2020 году в результате пандемии многие остались без работы. Компании в условиях кризиса также сокращали часть расходов, направленную на благотворительность и социальную ответственность. Помимо этого, из-за локдауна были отменены множество мероприятий, которые благотворительные организации регулярно проводили ранее. Все это привело к падению сборов пожертвований. Как следствие, многие организации были вынуждены сократить штат или приостановить свою деятельность, а уменьшение человеческих ресурсов в организации также приводит и к уменьшению возможных охватов по сборам. Те организации, которые ранее уже использовали в своём арсенале по привлечению пожертвований социальные сети, инструменты маркетинга, e-mail-рассылки и развивали сайт, смогли оперативно перестроиться на «онлайн-режим», в том числе начав организовывать онлайн-мероприятия. Мы, как агрегатор НКО, при проверке фондов часто сталкиваемся с тем, что у благотворительной организации нет даже своего сайта, либо информация на нём минимальна. Естественно, такая НКО проигрывает на фоне организаций с более содержательным сайтом, что нередко мы и наблюдали в пандемию».

В среднем за один раз в 2020-м году россияне жертвовали около 720 рублей (данные ВЦИОМ). При этом чаще всего россияне жертвуют деньги частным лицам. Готовы делать пожертвования почти половина россиян (данные CAF), потому, что их волнует проблема, на решение которой можно повлиять деньгами или личным участием. Больше 40% хотят поддержать тех, «кому повезло меньше, чем им самим» и почти 35% испытывают при этом позитивные чувства.

Пять лет назад до 70% опрошенных ВЦИОМ жителей Москвы и Санкт-Петербурга заявляли, что делают пожертвования. А по данным НИУ ВШЭ в России тогда насчитывалось свыше 62 миллионов человек старше 18 лет с опытом пожертвования денег на благотворительность. А около 32 миллионов занимались волонтёрством.

Чаще и больше жертвуют 30−40-летние, 80% которых хорошо образованы и устроены на постоянной работе. Семейный доход 75% благотворителей позволяет им не испытывать трудностей в обеспечении своей семьи едой и одеждой. Такие люди могут позволить себе делать пожертвования без ущерба собственному бюджету, сообщает исследование фонда «Подари жизнь».

Охотней всего россияне готовы поддержать детей, религиозные организации и бедных. Также растёт забота об окружающей среде, инвалидах и приютах для животных. Меньше всего россияне готовы поддержать науку, правозащитников и психически больных людей: каждое из этих направлений получает помощь всего от 1% опрошенных.

По словам руководителя проекта «+1 Люди» Риммы Бичуриной, 2022 год оказался для благотворительного движения серьёзным испытанием: «В 2022 году была надежда на восстановление сектора после затяжного периода локдауна, но с началом СВО у НКО появились новые вызовы. Это и проблема с платёжными системами в первой половине года – так, у многих были перебои с регулярными пожертвованиями и пожертвованиями от зарубежных доноров. Уход зарубежных компаний из РФ также осложнил работу некоторым НКО – многие из них имели долгосрочные проекты с ними. Неоднозначная экономическая ситуация также побуждает людей и бизнес экономить, а значит, ещё больше падает уровень пожертвований. При этом людей, которым нужна помощь, меньше не становится. Напротив, приток беженцев побуждает многие НКО вводить новые программы, направленные на поддержку именно этой категории. Как для сектора будет развиваться ситуация дальше, сейчас предположить сложно».

Больше всего в России, 75% от общего объёма, благотворительной помощи оказывают корпорации (данные CAF). При этом крупные компании расходуют на социальные нужды не более 12% прибыли.

Адресная помощь в России превалирует над внесением пожертвований в фонды и организации. Люди охотнее откликаются на конкретные призывы о помощи. Вероятно, россиянам приятно знать, что их помощь оказалась полезной конкретному нуждающемуся.

 

Игорь Прусаков

Фото: unsplash.com

Популярные