
Запрет нецензурной брани в Рунете практически не сократил количество мата в Сети. Компания «Медиалогия» подсчитала, что сообщений с запрещённой лексикой за год действия закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации» стало меньше всего на 1%.
Закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» действует уже год. Ранее Конкир подробно писал об этом.
Согласно документу площадкам необходимо самостоятельно искать и удалять незаконный контент, к которому отнесли также и материалы с нецензурной бранью. Чтобы отслеживать запрещённую информацию Роскомнадзор осенью 2021 года создал реестр соцсетей с суточной посещаемостью на территории России более 500 тысяч человек и проводит их мониторинг. В списке РКН находятся Facebook, Twitter, Instagram, TikTok, YouTube, «ВКонтакте», «Одноклассники», Telegram и другие.
Спустя год после запрета мата в Рунете оказалось, что число нецензурных постов в соцсетях снизилось всего на 1%. И если в 2020 количество сообщений с использованием ненормативной лексики равнялось 94,4 млн., то за прошедший год пользователи бранно выразились 93,3 млн. раз. То есть закон сократил количество матерных сообщений всего на миллион, пишет РБК со ссылкой на подсчёты компании «Медиалогия».
В 2021 году пик использования нецензурных выражений (380 тысяч) пришёлся на конец декабря, когда пользователи обсуждали итоги пандемийного года. А в 2020 году больше всего в Рунете матерились (400 тысяч раз) 12 августа: делились мнениями по поводу событий в Белоруссии.
Автор законопроекта о саморегулировании соцсетей, депутат Госдумы Сергей Боярский рассказал, что документ не подразумевает никаких «серьёзных последствий» за использование нецензурной брани: «Мы прекрасно понимаем, что эта часть нашего народного фольклора не может быть сокращена и не может подвергаться каким-то специальным гонениям, тем более на такой открытой и свободной площадке, как интернет».
Работу соцсетей по удалению мата депутат называет «выборочной» и «инициативной». По словам чиновника всё зависит от политики самой площадки, а также от популярности и поведения блогеров. Боярский считает, что закон «пока что не требует никаких изменений», поэтому и введения реальной ответственности для соцсетей за невыполнение обязательств ожидать в ближайшее время не стоит.
Впрочем, Роскомнадзор внимательно следит за чистотой русского языка не только в Сети, но и в бумажных изданиях. И не только в настоящем времени, но и в прошлом. Накануне донское управление ведомства подало в суд на журнал о поэзии Prosodia за цитату с матерным словом из письма Тургенева к Герцену.
В переписке поэт написал слово «в******к», которое в то время использовалось в значении «ублюдок», «внебрачный сын», согласно словарю Даля. Об этом рассказал главный редактор издания Владимир Козлов в своём Facebook.
«Слово «ублюдок» никогда не признавалось матерным, несмотря на то, что содержит корень, запрещенный Роскомнадзором. Prosodia ни в коем случае не хотела бы сеять брань, но и охранять людей в возрасте 18+ от суждений классиков довольно странно. Ситуация забавная, но всё очень серьёзно. Страннее всего было бы теперь оказаться в роли мучеников режима», - пишет главный редактор Prosodia Владимир Козлов.
Руководитель издания добавил, что Prosodia работает для аудитории 18+, о чём предупреждает читателей на своём сайте. Редакция направляла объяснения в Роскомнадзор тремя разными способами, однако в протоколе утверждается, что ведомство «не получило обратной связи».
Игорь Прусаков