USD 80,97 ₽
EUR 86,58 ₽

Откровения иммунологов: Нам помогут квашеная капуста и болгарский перец

20 апреля 2020

Для начала следует сообщить безусловно хорошую новость: в российских серологических лабораториях уже в конце Светлой седмицы смогут начать проводить тестирование на антитела к коронавирусу. Об этом сообщил в эфире Первого канала замдиректора ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Александр Горелов. Разработал тест-системы новосибирский ГНЦ "Вектор". Тот самый, чьи специалисты ещё в феврале одними из первых в мире создали тест-систему для выявления РНК коронавируса методом ПЦР.

Тест на антитела на самом деле гораздо важнее, чем простая фиксация наличия вируса в крови: количество этих "солдат" нашего иммунитета и их "род войск" – верный маркер того, что организм борется с начавшимся заболеванием. Причём исход борьбы в подавляющем числе случаев не приведёт к осложнениям – носитель может даже и не заметить, что внутри его кипела настоящая битва. А с другой стороны, массовое тестирование такого рода сигнализирует об эпидемической фазе: когда людей с антителами к вирусу окажется более трети, можно прогнозировать скорый спад эпидемии.

Иммунный детектив

Вообще-то человеческий иммунитет – одна из самых загадочных, сложных и совершенных систем, созданных Творцом. Но и у неё есть сбои и ошибки – иначе мы жили бы вечно, как могли бы Адам и Ева, не будь грехопадения в Эдеме.

Иммунология как наука со времён её основателей – Луи Пастера, Ильи Мечникова, Пауля Эрлиха и других – проделала немалый путь и раскрыла многие тончайшие механизмы, с помощью которых организм защищает себя и от чужеродных микробных агрессоров, и от своих же уставших или "сбесившихся" защитников – антител и цитокинов.

В Древнем Риме термин "иммунный" относился к человеку, освобождённому от уплаты налогов. Но в биологии иммунитет, даже самый крепкий, не может защитить человека от дани болезням – бактериальным или вирусным. Между этими двумя разновидностями паразитов дистанция огромного размера. Бактерии – мельчайшие живые существа, а вирусы – таинственные неживые объекты из фрагментов РНК или ДНК. Это своеобразные программы, или "инструкции к действию". Под последним подразумевается внедрение в наши клетки и самовоспроизводство.

Однако эти разрушительные по диалектике действия часто являются и полезными – как для отдельного организма, так и для популяции в целом. В нашем геноме около 30 процентов вирусных генов, с которыми мы давно свыклись, и многие из них играют важную роль в развитии эмбриона, в активации иммунной системы. Также и далеко не все бактерии человеку враги. В каждом из нас живёт около двух килограммов бактерий-симбионтов, без которых мы попросту умрём.

Между вирусами и бактериями идёт непрерывная борьба за человека: чаще всего эта конкуренция бывает нам на пользу, и микробиологи стараются её, "приручив", направленно модулировать. Но порой оба микропаразита, оказавшись в связке, могут и усилить патологические процессы.

Впрочем, обывателя – то есть обычного человека, занимает сегодня не столько эта внутренняя "кухня" (хотя кое-что неплохо бы и знать!), сколько то, как повысить иммунитет, дабы уберечься от коронавируса. Послушаем специалистов.

Ольга Ефремова – иммунолог, педиатр, кандидат медицинских наук:

– Бытует мнение, что у жителей мегаполиса снижен иммунитет из-за разнообразных факторов – некачественной еды, плохого воздуха, неправильного образа жизни, стрессов. Но иммунитет человека – система с многоуровневой защитой от различных патогенных воздействий и вполне способна справиться с новыми вызовами даже в условиях мегаполиса. При встрече с каждым новым патогеном система реагирует, вырабатывая антитела, и эта тренировка ей необходима.

Мы все прекрасно знаем: когда ребёнок до трёх лет сидит дома и общается с узким кругом близких людей – он здоров и ничем не болеет, но как только он выходит в детский сад – все положенные хвори идут одна за другой. Даже если он до этого жил на природе у горной речки. При встрече с возбудителями болезни ни одного из них не минуешь, не переболев.

Всё зависит от адекватности иммунного ответа, который у взрослых людей может быть отягощен так называемым преморбидным фоном, то есть тем набором хронических заболеваний, которые у них уже есть.

"Повышать иммунитет" надо с осторожностью

Вообще-то в любое время превентивно "назначать" самому себе без врача приём иммуномодуляторов (полиоксидоний, индукторы интерферона), мягко говоря, неразумно.

А в нынешней ситуации – тем более. Дело в том, что нынешний коронавирус весьма необычен. Хотя бы тем, что провоцирует так называемый цитокиновый шторм – избыточное выделение низкомолекулярных белков – активаторов клеток иммунной системы, ведущее к неконтролируемому воспалению и, соответственно, повреждению собственных тканей и органов. Как и при ранее известных вирусных респираторных заболеваниях, на действие вируса наслаивается бактериальный фон, который даёт легочные и другие осложнения.

При тяжёлом течении известных вирусных инфекций, таких как грипп, в состав комплексной терапии обычно вводят иммуномодуляторы, чтобы стимулировать иммунный ответ пациента. При заболевании же COVID-19 ряду больных в протоколы лечения, наоборот, включают такие препараты, как "Тоцилизумаб" и "Гидроксихлорохин" – иммунодепрессанты, с целью в том числе "приглушить" выброс цитокинов. Например, интерлейкина-6, который обычно действует нам во благо, ограничивая воспаление и тем самым предотвращая расползание вирусной инфекции.

Но в случае с COVID-19 иммунные клетки "сходят с ума", выделяя столько цитокинов, что это ведёт к "разрушениям" в организме. В этом и есть коварство нынешнего вируса. Правда, стоит оговориться, что описанная реакция возникает далеко не всегда, а возможности современной медицины позволяют справляться и с ней.

Чем организм поддержать?

В качестве профилактики вполне разумно использовать вещества, называемые адаптогенами. Они есть и в лекарственной форме, и в продуктах народной медицины – лимоннике, элеутерококке, женьшене, куркуме, корне солодки и так далее.

Поддержать здоровье помогут также железонасыщенные диеты, пробиотики и пребиотики; полиненасыщенные жирные кислоты, антиоксиданты, содержащие витамин С, – красный болгарский перец, квашеная капуста и другие.

У жителей мегаполисов, кроме прочего, есть дефицит в определённых микроэлементах – например, цинке и селене. Некоторые производители еды включают их в свои продукты. Также они содержатся в мультивитаминах. Но и их употреблять лучше по показаниям, а не просто так – по весне и по осени, как это часто делают.

Дайте старикам гулять!

Сегодняшняя ситуация с коронавирусом во многом парадоксальна. Если исходить из классического определения по порогу заболевания, то это не пандемия. А если по распространённости – то да, пандемия. А привёл к ней, по мнению многих, наш образ жизни – все эти массовые трансграничные и трансконтинентальные перемещения людей, их скученность в мегаполисах.

В этом смысле самоизоляция – вынужденная мера, хотя, разумеется, палка о двух концах. Особенно это актуально для пожилых людей, которых надо поддерживать эмоционально. Есть даже такое понятие, как "грустный иммунитет". Пожилым нужны хотя бы короткие прогулки на свежем воздухе – лучше в парках, скверах. Понятно, что здесь подстерегает опасность встретить заразу и в подъезде, и на дорожках того же парка, столкнувшись с социально безответственной молодёжью.

Я в этом не специалист, но, наверное, здесь тоже можно найти какие-то приемлемые компромиссные организационные меры. Во всяком случае – не нынешние штрафные санкции, которые ввергают в дополнительный стресс.

И ещё: меня, честно говоря, удивляет, почему в национальном штабе по борьбе с коронавирусом так много чиновников и почти нет наших уважаемых учёных-медиков – пульмонологов, иммунологов, эпидемиологов, вирусологов, инфекционистов. Неужели их опыт и своевременные советы не нужны?

Другой собеседник Царьграда – Александр Полетаев, доктор медицинских наук, профессор, научный руководитель Медицинского исследовательского центра "Иммункулус", ведущий научный сотрудник Научно-практического центра детской психоневрологии.

Следует сказать несколько слов о профессоре Полетаеве. Он тот человек, что уже несколько десятилетий назад открыл и воплотил в жизнь уникальную иммунологическую методику тестирования общего состояния организма и отдельных его органов по количеству аутоантител в крови. Благодаря эй уже сегодня можно, не прибегая к биопсии, выявлять серьёзные патологии "в зародыше", с помощью так называемых ЭЛИ-тестов – по венозной крови пациента. А завтра, возможно, придёт пора эффективно лечить эти болезни с помощью "нанороботов", созданных самой природой.
Немного ликбеза

Аутоантитела – это иммунные глобулины, направленно воздействующие не на чужеродные (как антитела), а на собственные клетки и ткани организма. До 1970-х годов считалось, что выявление в организме этих белков – признак начинающейся аутоиммунной болезни. Профессор Полетаев с коллегами экспериментально подтвердил то, о чём давно догадывались многие выдающиеся иммунологи – академик Игорь Ашмарин, француз Пьер Грабарь, швейцарец, нобелевский лауреат Нильс Ерне.

А именно то, что аутоиммунные антитела обязательно присутствуют в любом здоровом организме. Их главная роль – "чистка" организма и регуляция межклеточных и внутриклеточных процессов. Это своеобразные "дирижёры" всей иммунной системы. Но при этом Полетаев доказал, что количество этих "дирижёров" – чёткий сигнал здоровья или нездоровья каждого конкретного органа и всего нашего "оркестра".
Нагнали паники

Вот что думает уважаемый профессор о нынешней "пандемии" коронавируса и её связи с нашим иммунитетом:

    Лично моё мнение об опасности нынешнего коронавируса, на основе того, что мы ежедневно получаем из СМИ, таково: 20 процентов правды, остальное – информационный шум, создаваемый с каким-то умыслом. Трактовать последнее – не моя прерогатива, скажу о медицинской стороне дела.

    Сам COVID – достаточно банальная болезнь класса ОРВИ, которыми мы болели всегда – и в прошлом году, и сто лет назад, и к которым стабильно выработанного иммунитета никогда не будет. Но если у тебя напряжённый, то есть сильный иммунитет, то шансов заболеть гораздо меньше, как и при гриппе.

Нынешний коронавирус немного более контагиознее сезонного гриппа, но слабее в этом отношении, чем, скажем, корь. Вирулентность его сильно преувеличена. Во время эпидемии обычного гриппа им заболевают 30-40 процентов населения – то есть миллионы людей. Мы, разумеется, говорим про выявленные случаи. А коронавирусом за прошедшие два месяца в России заболело всего около 30 тысяч человек.

Тяжёлые осложнения на лёгкие? Да, но во время эпидемии обычного гриппа у 10% заболевших возникает вирусная или бактериальная пневмония, от которой старики или люди с букетом хронических болезней умирают столь же часто, как и от лёгочного синдрома вследствие COVID-19. Просто раньше никто не поднимал вокруг этого такого шума. И календарный уровень смертности, по официальным, опубликованным отчётам, нигде не прибавился в этом году по отношению к прошлому году. Повторяю – нигде: ни у нас, ни в Италии, ни в США. Поэтому все эти игрища со строгими карантинами, пропусками, штрафами за прогулку более походят на какие-то командные учения с иной целью.

К коронавирусу надо притереться

Неприятные особенности нынешнего коронавируса в том, что он для нашего организма совершенно новый. Породила ли его природа или ненароком (специально – вряд ли) создал человек, как лабораторную ошибку, – мы это вряд ли когда-либо узнаем. Но факт, что человеческий иммунитет его сильно "пугается", откуда и возникает этот неадекватный выброс цитокинов, приводящий к гиперактивным воспалительным процессам. А те, в свою очередь, ведут к тяжёлой пневмонии, полиорганной недостаточности, сепсису. Это можно сравнить с тем, как если у вас на лоб сел комар, а вы его со всего маху кирпичом.

Но наша иммунная система, безусловно, приспособится. Сейчас идёт взаимная "притирка" – человека и вируса. Задача вируса – как можно шире распространиться по человечеству, задача нашего организма – научиться воспринимать и переживать вторжение этой информационной программы спокойно.

Первый мутирует быстро, производя новые штаммы, второй – медленно. Новые варианты коронавируса должны быть менее губительны, поэтому вряд ли стоит сильно опасаться вторых и третьих волн, которыми сегодня нас тоже зачем-то пугают. Будущая вакцинация, безусловно, не должна быть тотальной и тем более принудительной, о чём сегодня рассуждают в некоторых СМИ. Вредных последствий от такой акции – если кому-то придёт в голову её проводить – может оказаться гораздо больше, чем пользы. И за такими "светлыми" идеями прозрачно просвечивают коммерческие интересы фармацевтических компаний.

Интерфейс не безграничен

Каково состояние нашего иммунитета сегодня, так сказать "среднее по больнице"? Вопрос непростой. С одной стороны, жители мегаполисов, особенно промышленных, со слабой экологической инфраструктурой, сталкиваются со множеством факторов, напрягающих защитную систему организма. Прежде всего это поллютанты – загрязняющие воздух, почву и воду искусственные химические соединения. Сегодня их известно более 100 тысяч, и каждый год появляется около 3000 новых. Как они в долгосрочной, да и в среднесрочной перспективе влияют на наше здоровье, никто не знает и толком не изучает. А иммунная система – это своеобразный интерфейс между внешней средой и организмом – первый удар приходится именно на неё. При этом скорость и "многовекторность" её отклика не безграничны.

Цивилизация VS иммунитет

Какую роль играют антибиотики в ослаблении нашей иммунной системы? Если вы один или два раза в год принимаете назначенный вам курс, не прерывая его посередине – то никакую. Но если учесть, что мы изо дня в день едим курятину или говядину со свининой, которые стабильно напичканы антибиотиками (иначе – падёж), то это меняет кишечную флору, метаболизм организма и, как частность, снижает наш иммунитет. Промышленное растениеводство также давно использует антибиотики. Микробы приспосабливаются к ним, требуются всё новые и более сильные виды. И для лечения людей – тоже. В определённом смысле это, конечно, порочный круг, из которого нынешнему типу цивилизации неизвестно, как выходить.

Это столь же затруднительно, как по добру отказаться от многочисленных приборов, средств связи, которые пронизывают нас электромагнитными излучениями, радиоволнами повсюду, причём с возрастающей интенсивностью. За все эти удобства мы расплачиваемся своим здоровьем. Ведь силы нашего иммунитета не безграничны, он не умеет так быстро адаптироваться ко всё новым стрессам.

В Древней Греции, где был только песочек, море и солнышко, если человек переживал пятилетний возраст, то стабильно жил до 70-90 лет, как сегодня – но без антибиотиков и "Большой Фармы". Платон умер в 78 лет, Еврипид начал писать свою последнюю трагедию в 82. Просто половина населения в те времена не перешагивала этот рубеж, поэтому в учебниках нам врут, что люди в те времена, дескать, в среднем жили до 25-30, и лишь немногие доживали до 40 лет.

В этом смысле можно только снять шляпу перед педиатрией, которая за последние лет 200 резко снизила младенческую смертность.

Я могу посоветовать горожанам для укрепления адаптивности организма обратить внимание на один существенный фактор, который берут в расчёт даже не очень многие из врачей. А именно – на содержание в вашей крови витамина D3. Процентов 80 москвичей имеют его дефицит – менее 30 нг/мл. По-хорошему, его должно быть 50-100 нанограмм. Нехватка этого витамина совершенно точно – помимо других факторов – влияет на способность иммунитета противостоять вирусным и бактериальным заболеваниям, повышает риск онкологии. Нехватку надо целенаправленно и системно восполнять препаратами, продающимися в аптеках. Продуктами, содержащими такой витамин, это будет сделать затруднительно.

Молекулярная диспансеризация

У нас давно болтают о возрождении системы тотальной советской диспансеризации, которая была, без сомнения, весьма действенна, пока, ещё на излёте СССР, не стала вырождаться в чистую проформу. Дальше слов, однако, эти призывы не идут: вместо этого мы видели все последние годы "оптимизацию" страховой медицины, всё большую её подспудную коммерциализацию и выхолащивание.

В контексте этого ЭЛИ-тесты, которые мы проводим, являются фактически объективной "молекулярной диспансеризацией", показывающей реальное состояние иммунной системы и отдельных органов, на которые стоит обратить особое внимание. Великий Луи Пастер незадолго до смерти сказал: "Микроб – ничто, субстрат – всё". Под субстратом имелся в виду организм, в который попадает болезнетворный агент, – то есть жизнестойкость всех его систем. Если они нормально функционируют, то и у бактерий, и у вирусов мало шансов пошатнуть наше здоровье. Регулярный мониторинг такого нашего "субстрата" в смысле предупреждения болезней и укрепления иммунитета дал бы гораздо больше, чем диспансерные обследования – даже в лучшие советские годы.

Остаётся только констатировать: если бы наше государство сегодня взялось повсеместно и централизованно внедрить технологию профессора Полетаева, изучить и развить её научно-практическую сторону, то мы получили бы значительный гандикап в здравоохранении перед другими странами. Но, видимо, это не особенно-то нужно властям предержащим. Три года назад ЭЛИ-тесты включили в дорожную карту развития медицины до 2035 года – Health-Net (Сеть здоровья) за подписью Дмитрия Медведева, но бумагой дело пока и ограничилось.

Похоже, что о роли медицинских наук (как, собственно, и о рядовых медиках и пациентах) чиновники у нас вспоминают, только когда жареный петух клюнет – как сегодня. Да и то неизвестно, надолго ли.

Самохин Андрей, tsargrad.tv
Фото: Александр Авилов/АГН "Москва"

 


 

 

 

Популярные