USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Отключай и властвуй. Депутаты Госдумы повлияют на способ формирования интернет-контента.

15 октября 2021

Российские власти хотят повлиять на способ формирования пользовательского контента в соцсетях, новостных агрегаторах и аудиовизуальных сервисах. В Госдуме уже готовят соответствующий закон. Инициатива депутатов может сказаться на рынке интернет-рекламы и бизнес опасается, что будет нарушена существующая финансовая модель.

Вскоре на голосование в Госдуму внесут законопроект о регулировке рекомендательных алгоритмов соцсетей. Интернет-площадки обяжут предоставить пользователям возможность их отключения, пишет «Коммерсантъ» ссылаясь на документ, который попал в распоряжение редакции.

Если закон примут, под его действие попадут соцсети, новостные агрегаторы и аудиовизуальные сервисы, например Facebook, VK, Instagram, YouTube, «Кинопоиск», «Яндекс.Музыка» и многие другие.

Сервисам придётся уведомлять пользователей, что им предлагается информация на основе анализа данных, предоставить источники и перечень собираемых сведений. Также должна быть предоставлена возможность отключить формирование данных по внутреннему алгоритму.

С идеей такого регулирования в Госдуму, Минцифры и Совет Федерации обратилось в марте московское отделение Ассоциации юристов России. Законопроект подготовил комитет Госдумы по информационной политике, технологиям и связи под руководством Александра Хинштейна. Напомним, этот депутат-единорос - соавтор закона о блокировке запрещённого контента в соцсетях (в том числе мата) и поправок о «приземлении» IT-гигантов, согласно которому иностранные компании с суточной аудиторией более 500 тысяч пользователей обязаны открывать представительство в России.

По мнению отечественных политиков, рекомендательные алгоритмы повышают риски социальных конфликтов. В частности член комитета ГД по информполитике, депутат Антон Горелкин (тоже участвовал в разработке законопроекта) в своём Telegram-канале заявлял, что в работе системы рекомендаций «прозрачность» самое важное. Без прозрачности алгоритмы «настраиваются так, чтобы в ленте всегда были фейки, провокации, буллинг».

По мнению авторов проекта, алгоритмы не только создают повышенный интерес к товарам, но и влияют на общественное мнение, повышая риски социальных конфликтов. Александр Журавлёв из Ассоциации юристов России поясняет, что регулировка модели рекомендаций это «общемировая тенденция». В пример общественный деятель приводит Facebook, который выразил готовность предоставить своему наблюдательному совету доступ к алгоритмам и порядка формирования своей «умной ленты».

Директор по стратегическим проектам Института исследований интернета Ирина Левова объясняет, что рекомендательные сервисы это механизм повышения качества услуг и опасности здоровью, жизни, а также рисков влияния на права, свободы и благополучие людей не несёт.

Гендиректор аудиосервиса «Сбер.Звук» Михаил Ильичев сравнивает инициативу депутатов с запретом мерчендайзерам выставлять товары на полках с учётом того, как часто их покупают. Или планирования дорог городскими властями без учёта трафика. В законе нет особой необходимости, считает эксперт, ведь многие сервисы предлагают режим инкогнито, который отключает запись данных во время сессий на платформе. Без алгоритма рекомендаций, пользователь просто не увидит интересную для себя информацию.

Игорь Прусаков

Популярные