ОСАГО лидирует среди обращений жителей Санкт-Петербурга к финансовому уполномоченному

В 2019 году потребители финансовых услуг, проживающие в Санкт-Петербурге, направили в Службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного (СОДФУ)  1496 обращений, сообщила руководитель АНО «СОДФУ» Ольга Крайнова.

Крайнова напомнила, что с 1 июня 2019 года в России действует новый порядок рассмотрения споров граждан со страховщиками по договорам ОСАГО, каско и ДСАГО. Дела по таким спорам в досудебном порядке рассматривает финансовый уполномоченный, а с 28 ноября он начал рассматривать споры и по всем остальным видам страхования (кроме ОМС).

В 2019 году жители Санкт-Петербурга направили обращения в отношении 42 страховых компаний. Подавляющая часть обращений (86,2%, или 1290) пришлась на споры по ОСАГО, из которых наибольшее количество (41,2%, или 616) связано с несогласием заявителей с размером страховой выплаты. Помимо этого, жители направили финансовому уполномоченному обращения на отказ в выплате страхового возмещения (21,9%, или 327) и нарушение срока выплаты страхового возмещения (14,2%, или 213). Меньше всего обращений по ОСАГО пришлось на несогласие заявителей с качеством выполненного ремонта (1%, или 16).

«В целом средний размер требований по обращениям жителей Санкт-Петербурга составил 209 405 рублей», - рассказывает Крайнова.

По её словам, в прошлом году по результатам рассмотрения обращений от жителей Санкт-Петербурга финансовый уполномоченный принял 420 решений, из которых в 210 случаях (или 50%) требования потребителей финансовых услуг удовлетворены. Число принятых решений всегда по объективным причинам меньше количества поступивших обращений. «С момента получения обращения до вынесения решения требуется время для определенных процессуальных действий, например, проведения экспертизы, поэтому часть решений по обращениям прошлого года будет принята в 2020 году», - говорит Крайнова. Максимальный размер выплаты жителю Санкт-Петербурга по решению финансового уполномоченного составил 475 000 рублей.

Жители Санкт-Петербурга стали обращаться к финансовому уполномоченному и по спорам с микрофинансовыми организациями (МФО), отмечает Крайнова. Это стало возможно с 1 января 2020 года, когда к компетенции финансового уполномоченного были отнесены споры потребителей с МФО. «За январь-февраль жители Санкт-Петербурга направили финансовому уполномоченному 14 обращения в отношении МФО», - добавляет она.

Крайнова подчёркивает, что финансовый уполномоченный рассматривает только те обращения потребителей к МФО, размер требований по которым не превышает 500 000 рублей. Жители ХХХ могут обратиться к финансовому уполномоченному с требованием, например, о взыскании с МФО излишне уплаченных процентов за пользование займом. Споры, связанные с реструктуризацией или рефинансированием задолженности, с действиями коллекторов и с оспариванием факта заключения договора займа, финансовый уполномоченный рассматривать не вправе, резюмировала Крайнова.

Справка

Должность финансового уполномоченного учреждена Федеральный законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг». Финансовый уполномоченный урегулирует споры потребителей с финансовыми организациями. Сейчас он рассматривает обращения в отношении страховых компаний и МФО, а с 2021 года начнёт урегулировать споры с банками, негосударственными пенсионными фондами, ломбардами и кредитными потребительскими кооперативами. Для потребителей обращение к финансовому уполномоченному является бесплатным, и подать его можно, в том числе, в электронной форме через официальный сайт https://finombudsman.ru, на котором подробно описывается порядок обращения к финансовому уполномоченному.