
Фальшивые уведомления об откреплении от поликлиники стали приходить на электронные адреса россиян. В этих письмах злоумышленники объясняют, что по причине технического сбоя гражданину необходимо заново прикрепиться к поликлинике, а перед этим оплатить пошлину на, якобы, портале «Госуслуг». О новой схеме мошенников в материале Игоря Прусакова.
В фишинговом письме преступники торопят потенциальную жертву с перерегистрацией в поликлинике, учитывая сложные условия пандемии COVID-19. Сделать это предлагается через фальшивый сайт «Госуслуг», где следует выбрать поликлинику, внести персональные данные в анкету и уплатить несколько тысяч рублей «пошлины».
В результате мошенники получают не только деньги, но и личные данные пользователя на портале государственных услуг. Имея такие сведения, можно оформить кредит или провести другие незаконные действия. Чтобы не попасться на уловку необходимо тщательно проверять адрес портала и обращаться в своё медучреждение напрямую.
За первую половину 2021 года злоумышленники украли у российских клиентов банков путём несанкционированных переводов со счетов более 6 миллиардов рублей. По сравнению с тем же периодом 2020 года этот показатель вырос почти в 1,5 раза. Вернуть из этих средств удаётся совсем немного. Например, из 3 миллиардов рублей, украденных за апрель-июнь, банки возместили клиентам чуть более 7%. В прошлом году этот показатель за аналогичный период составлял почти 13%.
Огромная часть запросов по возврату похищенных денег приходится на отъём средств с помощью инвестирования и операциями с криптовалютой на подставных сайтах. В последнем случае жертвы просто игнорируют информацию о легальном перечне брокеров с сайта ЦБ и сами переводят деньги «иностранному» брокеру-мошеннику.
Вероятность возврата похищенных денег зависит от информации, которую получили злоумышленники. Если человек сообщил пароли или коды CVV, средства, скорее всего, не возместят. Наибольший шанс получить обратно, переведённые мошенникам деньги, существует, если похищение произошло через интернет-магазины (примерно 22% за апрель-август 2021 года), наименьший: если хищение произошло через онлайн-банкинг юридических лиц (0,2%). При краже через банкоматы и онлайн-банкинг физических лиц этот показатель составляет около 4% и 1% соответственно.
Борьба с мошенниками
Основным инструментом злоумышленников остаётся социальная инженерия посредством телефонного мошенничества. Именно это, в большинстве случаев, делает невозможным возврат украденного, ведь в таком случае клиенты совершают операции самостоятельно.
Более чем в 80% случаях злоумышленники применяют разговорные навыки при краже денег через онлайн-банкинг физлиц. Кроме этого, часто используется фишинг, заражение вирусами и хакерские атаки через уязвимости в программном обеспечении.
В апреле-июне 2020 года доля социнженерии по всем операциям без согласия клиента составляла почти 70%, а в эти же месяцы 2021 года не превышает 50%. Причём, тенденция по снижению наблюдается второй квартал подряд. Эксперты связывают это с повышением финансовой грамотности населения, блокировкой нелегальных ресурсов и внедрением банками технических средств противодействия преступлениям.
Например, в апреле-июне 2021 года ЦБ инициировал блокировку около 12 тысяч номеров, с которых звонили мошенники, это превышает аналогичный показатель прошлого года более чем в два раза. Также резко увеличилось количество заблокированных сайтов финансовых пирамид: с 4 до 74 за второй квартал 2020 и 2021 года соответственно. Однако на 72% уменьшилось число отправленных в бан мошеннических сайтов (за отчётный период их приблизительно 800).
А Сбербанк создал библиотеку голосов телефонных мошенников, рассказал накануне зампред правления этой финансовой организации Станислав Кузнецов. И теперь, если система распознаёт голос злоумышленника, операция со счёта на счёт автоматически блокируется.
Часто воры выманивают деньги и данные россиян, используя подменные номера. Приобрести в Интернете и установить соответствующую программу на смартфон может любой желающий. И как бороться с таким видом мошенничества пока не понятно.
В частности, ОНФ предложил ввести уголовное наказание за организацию сервиса подмены или обязать операторов блокировать звонки с таких номеров без санкции суда. Однако, эксперты полагают, что подобная мера приведёт к остановке легальных сервисов: подменой пользуются и сами банки, и ретейл.
Напомним, зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов несколько месяцев назад назвал ситуацию с телефонным мошенничеством в России национальным бедствием. По его данным, кибермошенники совершают около 100 тысяч звонков в день, каждый 10-й звонок любому абоненту в России совершает злоумышленник. По оценкам Сбербанка, против россиян сегодня работают до 170 преступных колл-центров, в каждом из которых около 30-40 «звонарей».
Игорь Прусаков