USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Не пешеходы и не водители: число ДТП с участием СИМ и велосипедов растёт, поправки в закон не приняты.

24 сентября 2021

Средства индивидуальной мобильности, а также велосипеды – приятный, финансово-доступный и экологичный способ передвижения. Они манёвренные, что позволяет объезжать транспортные заторы, и компактные – не нужно искать место для парковки. Однако их водители часто становятся участниками происшествий, как на дорогах, так и на тротуарах, а потому вызывают негатив и со стороны автомобилистов, и со стороны пешеходов. Есть ли решение? – в следующем материале.

Велосипеды и средства индивидуальной мобильности, к которым относятся самокаты, электросамокаты, моноциклы, гироскутеры становятся всё более популярными. Причин тому достаточно.  Во-первых, это удобный способ преодоления небольших расстояний, доступный практически всем. С СИМ можно спуститься  в метро, взять  в наземный транспорт, а затем продолжить путь на нём.  Во-вторых, передвижение на СИМ исключает стояние в пробках. Добавьте к этому удовольствие от самого процесса, особенно в тёплый сезон, и удобство таких средств мобильности становится очевидным. А с ростом стоимости топлива и увеличением числа платных парковочных зон, очевидной становится и выгода.  В общем, популярность такого рода «транспорта» будет расти и дальше. Вместе с тем, уже сейчас растёт и количество инцидентов с их участием.

В правилах дорожного движения закреплены требования к велосипедистам и водителям мопедов. Статус водителей средств индивидуальной мобильности в ПДД чётко не регламентируется. Их зачастую называют водителями «иных транспортных средств». В пресс-службе МВД пояснили, что лица, использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства (электросамокаты, гироскутеры, сигвеи, моноколёса и др.), приравнивают к пешеходам.

«В случае нарушения Правил лицом, использующим для передвижения СИМ, не подлежащее государственной регистрации и на управление которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения не предоставляется специальное право, его действия могут быть квалифицированы по соответствующим частям статей 12.29 и 12.30 КоАП», - следует из ответа МВД России.

Подробнее о том, где и как могут ездить водители СИМ и велосипедов, рассказал юрист Игорь Гут: «Лица до 14 лет, передвигающиеся на средствах индивидуальной мобильности,  должны ездить по правилам велосипедистов -  на велосипедных дорожках, а при их отсутствии – по тротуарам. С 14 лет можно использовать правую полосу проезжей части и обочину, не создавая помех движению автомобилей, и только на дорогах, где скоростной режим ограничен 60 км/ч.  При этом по проезжей части могут двигаться только СИМ, оборудованные тормозной системой и звуковым сигналом, а их водители должны руководствоваться  общими  правилами для участников дорожного движения».

Лишние

Пешеходы – те самые, что ходят пешком, часто оказываются не рады соседям на колёсах, будь то велосипедист или водитель иного средства на колёсах.  Понять их можно. Лихачи могут сбить с ног или же просто напугать. Прошедшим летом в Санкт-Петербурге от наезда самокатов  пострадало несколько человек, в том числе малолетних детей.

«Конечно, мне как пешеходу, роллеры, самокатеры и велосипедисты, несущиеся по тротуару, мешают. Их скорость гораздо выше скорости, идущего человека. Подавая звуковые сигналы в спину, они пугают. Причем от испуга можно отскочить как раз в ту сторону, по которой они несутся. К тому же, человек может идти в наушниках и не слышать. Нужно выделять им отдельные полосы на проезжей части, а пешеходам нужно объяснить, чтобы они не ходили по велодорожкам», - рассказывает пешеход Илья.

На дорогах водителям СИМ, да и велосипедистам, тоже не рады. Зачастую на проезжую часть безрассудно выезжают молодые люди, не знающие ПДД. Но главное, это самые хрупкие в прямом смысле участники дорожного движения.
Дмитрий - автомобилист: «Мешаются постоянно! Порой, едут по проезжей части так, что мне приходится пересекать сплошную линию разметки, чтобы их объехать, тем самым нарушать ПДД с угрозой лишения прав.  Очень часто совершают внезапные, глупейшие манёвры, например, едут по проезжей части, затем поворачивают на пешеходный переход и пересекают его, не спешиваясь, тем самым грубо подставляя автомобилистов».

«И пешеходы на красный свет бегают, и водители бывают неправы, но велосипедисты и самокатчики создают опасность абсолютно для всех участников движения, включая себя. Бывает, снуют между машинами в общем потоке, появляясь буквально из ниоткуда, - рассказывает автоледи Юлия.  - Вообще, мне таких товарищей не жалко, можно считать это естественным отбором. А вот водителям, ответственным за ДТП с участием велосипедов и самокатов, можно только посочувствовать. В общем, неадекватных людей не спасти, они найдут, где убиться. А для адекватных нужна инфраструктура и чёткое законодательное закрепление их статуса как участников дорожного движения».

В Федерации автовладельцев России на счёт водителей СИМ позиция однозначная, да и велосипедистов хорошо бы убрать с общей дороги на отдельную полосу. «Людям на самокатах и других средствах индивидуальной мобильности не место на проезжей части.  Для этого необходимо дорабатывать изменения в правила дорожного движения, которые чётко регламентировали бы правила для СИМ и определяли бы их движение, - говорит заместитель руководителя Федерации автовладельцев России Дмитрий Клевцов. - На данный момент у нас есть определённые правила в отношении велосипедов.  Для наших законодателей сейчас это является полем для деятельности, - определить, каким образом СИМ располагать на дорожной инфраструктуре. Да, её /инфраструктуру/ надо развивать. Но людям без водительского удостоверения нечего делать на проезжей части. Они могут только пересекать проезжую часть по пешеходному переходу в соответствии с ПДД. Самый простой способ – законодательно отправлять СИМ на велодорожки, и если там будут какие-то инциденты, то они будут решаться в рамках гражданско-правовых взаимоотношений».  

Велодорожки для российских городов – большая редкость. Даже в мегаполисах они есть не везде. Вот и получается, что велосипедисты и самокатеры оказываются лишними и на дорогах и на тротуарах. С вопросом, планируется ли как-то развивать дорожную сеть, дорабатывать ПДД с учётом интересов таких участников дорожного движения, мы обратились в Комитет по транспорту Государственной Думы РФ. Там посетовали на сильную занятость из-за выборов, сказав, что оперативно ответить не смогут (запрос направлялся незадолго до выборов). 

При нехватке велодорожек решение предлагает Северо-Западная ассоциация велосипедистов «Пошли-поехали». Прежде всего, активисты считают необходимым снизить  скорость движения автомобилей в густонаселённых районах и в центре до 40 км/ч. На тихих улочках, в переулках, рядом с детскими садами и школами – до 20 или даже 10 км/ч. При этом уменьшить нужно не только допустимую скорость, но и нештрафуемый порог до 3-5 км/ч.  

«Это предусмотрено концепцией "Ноль смертей" (англ. Vision Zero). Эффективность концепции подтверждается общемировым, и, отчасти, российским опытом. При этом снижение скорости  не грозит ростом пробок или ещё какими-то отрицательными последствиями для трафика, а скорее наоборот - движение автомобилей  станет более упорядоченным и предсказуемым,– поясняет Герман Мойжес - исполнительный директор Северо-Западной ассоциации «Пошли-поехали».  - Скорость  - это важная, но не единственная мера. Нужно приводить ширину полос движения к нормативной ширине, -  чаще всего они слишком широкие, и  создавать «островки» безопасности, больше пешеходных переходов. И, конечно же,  велополосы и велодорожки. Нужно отметить,  что не существует безопасности только для велосипедистов, это комплексный вопрос, который касается и пешеходов, и водителей самокатов, и самих автомобилистов. Более 200 пострадавших в год на дорогах нашего города - недопустимо».

Статистика ДТП с участием велосипедистов, действительно, грустная. Сводной таблицей по некоторым регионам с изданием konkir.ru поделилась пресс-служба МВД России.

 

 

2020

2021 (7 месяцев)

 

ДТП

Погибшие

Раненые

ДТП

Погибшие

Раненые

Москва

370

5

371

234

3

236

Московская обл.

153

26

136

82

12

70

СПб

369

8

363

197

6

192

Ленинградская область

93

7

91

64

7

59

 

«У нас в России отсутствует культура поведения на дорогах. Это касается всех участников дорожного движения – и нас, велосипедистов, и пешеходов и автомобилистов. И в этом вся проблема», - говорит велосипедист Андрей. - Понятное дело, автомобилистам с нами не очень комфортно, нам тоже. Но если все будут соблюдать ПДД – не превышать скорость, не совершать резких неожиданных манёвров, заблаговременно о них предупреждать, то даже  в отсутствии повсеместно велодорожек, всё будет хорошо. Конечно, я хочу, чтобы они были, но от наших властей их не дождёшься».

Число происшествий с электросамокатами тоже растёт.  В начале сентября  Министерство внутренних дел подвело предварительные итоги за текущий год. Оказалось, число аварий резко выросло по всей России, но лидирует в этом списке северная столица - 58 происшествий за неполный 2021 год. Следом в «пятёрке» идёт Москва (55). Далее - Краснодарский край (21), Татарстан (12) и Подмосковье (11).

Что делать?

Как было сказано выше, самокатам на электротяге и прочим подобным устройствам присвоен статус средств индивидуальной мобильности, и власти до сих пор не определились с регулированием такого вида транспорта. Разработкой соответствующего законопроекта занят Минтранс. В начале сентября ведомство представило финальную редакцию поправок к ПДД, которые ограничивают скорость электросамокатов на тротуарах, велодорожках и обочинах до 25 километров в час, а также запрещают двигаться по тротуарам  СИМ, которые весят более 35 кг.  Пока документ не принят окончательно, в регионах разрабатывают правила самостоятельно.

Так, например, в Санкт-Петербурге после ряда инцидентов с участием электросамокатов власти ограничили скорость их движения  по городу до 20 км/ч, ввели правило ездить только в одиночку и трезвому, а кикшеринговые сервисы стали недоступны для подростков младше 18 лет. В то же время, очевидно, что  состояние каждого водителя и количество «пассажиров» проверить невозможно.  А потому на улицах города нередко можно наблюдать парное катание, причём не только по тротуарам, но и по дорогам.

«Развитие велосипедной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений деятельности Комитета /по транспорту/, ведь количество горожан, использующих велосипеды и другие средства индивидуальной мобильности, растет с каждым годом,отметил председатель Комитета по транспорту Кирилл Поляков. – Наша задача сделать так, чтобы передвижение на велосипеде в черте города было максимально удобным и безопасным. Поэтому мы не только работаем над созданием велосипедной инфраструктуры, но ведем активный диалог с представителями велосипедного сообщества Санкт-Петербурга. Также мы прислушиваемся к мнению иностранных коллег, которые всегда готовы поделиться своими лучшими практиками в сфере развития велотранспорта в условиях мегаполиса».

«Все основные меры мы постоянно предлагаем на всех уровнях власти. От правительства и МВД до районной и муниципальной власти, - рассказывает исполнительный директор Северо-Западной ассоциации «Пошли-поехали» Герман Мойжес. - На нашем сайте можно ознакомиться с десятками обращений, мы получаем ответы: где-то отписки, где-то по существу, где-то приглашают к обсуждению. Не можем похвастаться большими успехами, но нас слышат, прислушиваются, а иногда даже что-то делают».

За развитие велосипедной инфраструктуры правительство Санкт-Петербурга активно взялось в 2017 году, когда был утвержден перечень приоритетных программ, в состав которого вошёл проект «Велосипедный Петербург».   С тех пор количество велотрасс в городе выросло в 3 раза, и в настоящее время для велосипедистов доступно 36 велосипедных маршрутов общей протяженностью 128,5 км.   Тем не менее, глядя на статистику ДТП, становится очевидным, что существующей инфраструктуры не достаточно, а потому, работу над её развитием и совершенствованием ПДД нужно продолжать.

 

Александра Корнева

Популярные