USD 91,98 ₽
EUR 100,24 ₽

Маленькие и мобильные: почему НКО важны для социального благополучия.

23 марта 2023

Деятельность некоммерческих организаций ориентирована на решение социальных задач: помощь людям, заботу о животных и экологии, привлечение внимания к различным общественно-важным вопросам. Там, где госструктуры сдерживают регламенты, НКО могут быстро принимать решения, находить и распределять ресурсы. Кому и какую пользу несут НКО? Как их поддерживает государство? В чём эффективность благотворительности для бизнеса? – об этом в следующем материале.

Проблемы здоровья, образования, помощь незащищенным слоям населения, отстаивание прав граждан - те вопросы, которые ежедневно решают некоммерческие организации. Их работа охватывает все возможные социальные группы-  больных детей, семьи в трудной жизненной ситуации, инвалидов, людей, страдающих алкогольной или наркотической зависимостью, военнослужащих, ветеранов и других.

Своей деятельностью НКО изменили подход к многим социальным проблемам. Благодаря их работе люди с особенностями развития перестали быть изгоями. Болезни, требующие дорогостоящего лечения, теперь не означают приговор. Именно НКО поспособствовали тому, что сегодня в России не практикуется убийство бродячих собак, а ищутся безопасные и гуманные схемы. И это далеко не полный перечень побед.

Благотворительный фонд «Люди-Маяки» работает с орфанными больными, людьми с редкими, чаще всего неизлечимыми заболеваниями.  «Наш Фонд, не дублируя специализированные фонды, создаёт для редких больных будущее в настоящем, - рассказывает представитель фонда Лилия Зернова. -  Для слабовидящих детей с диагнозом Штадгарта, нейропатия Лебера мы закупаем портативные видеоувеличители, которые помогают школьнику оставаться в привычном социуме, они очень удобны и легки в школе. Тем самым мы сохраняем привычную жизнь детей, окружение, увлечение, друзей, понимая, что на последних стадиях клинических исследований уже есть препараты, которые, возможно, выйдут в доступ и пройдут регистрацию в мире, а затем и в РФ. И это тоже важно - мониторить и держать руку на пульсе, потому что мы понимаем, что далеко не все врачи лояльны к новым дорогостоящим лекарственным препаратам, как это было со СМА (спинальной мышечной атрофией). И именно НКО и сборы на генозаместительный препарат от СМА вывели проблему к системному решению на уровень государства».

Центр зоотерапии «Дверь в лето» предоставляет услуги, которых нет в госучреждениях. Подопечные фонда проходят терапию при помощи животных.  В частности, здесь практикуется канистерапия. Собаки-терапевты помогают в реабилитации детей с особенностями развития и тяжёлыми заболеваниями, в том числе, с онкологическими. «Фонды, с которыми мы часто сотрудничаем, постоянно закрывают дыры, которые не может закрыть государство, - говорит представитель АНО «Центр зоотерапии «Дверь в лето»  Юлия Соболева. - Например, помочь быстро купить лекарство, оплатить переезд родителю и ребенку в место лечения или диагностики. Самое главное – НКО помогают родителю увидеть все возможности и пройти этот путь с минимальными потерями для себя. Часто именно волонтеры – единственные, кто помогают родителю тяжелобольного ребенка держаться на плаву и не сдаться».

 

Как работают НКО

Несмотря на то, что государство выделяет значительные ресурсы на достижение высокого уровня соцобеспечения, эта сфера нуждается в помощи гражданских институтов. Причин тому несколько. Во-первых, регионы России сильно различаются по уровню благосостояния. Во-вторых, население может иметь местные особенности социальных запросов, которые остаются незамеченными властными структурами. Ещё одна причина – ограниченность возможностей государства для предоставления некоторых услуг в нужном объёме. Кроме того, работа госструктур осложнена бюрократией, которая не позволяет получить помощь оперативно.  «Профессиональные НКО всегда ближе к человеку, ближе к нуждающемуся. Они не смотрят на него сквозь призму инструкций, сроков, отсутствия опыта, они понимают и умеют решать проблему быстро здесь и сейчас. Формируют вокруг себя ресурсы, социальный капитал, пожертвования, экспертизу в лице врачей, позволяющие делать так, чтобы помощь приходила своевременно и была эффективной, - объясняет Лилия Зернова, представитель БФ «Люди-маяки». -Индивидуальный подход к каждой проблеме даёт возможность, исходя из анализа многих, создавать социальные изменения, которые уже помогут изменить ситуацию в обществе в целом в сторону благополучия и решения проблемы».

Нередко НКО формируются из тех, кто сам столкнулся с той проблемой, на которой специализируется организация. Например, ВИЧ-инфицированный человек лучше поймёт проблему людей с таким же диагнозом из-за большой эмоциональной вовлеченности. Родителям детей-инвалидов проще решать вопросы сообща, нежели искать помощь поодиночке.

«Деятельность НКО регламентирована на законодательном уровне и, по сути, она является механизмом реализации гражданами конституционного права на объединения. Однако одних только декларативных норм недостаточно для эффективной работы, здесь нужна заинтересованность населения в осуществлении соответствующей деятельности, желание граждан приносить пользу обществу, - отмечает Константин Бахтин, руководитель арбитражной практики юридической компании «Гебель и партнеры».– Одним из преимуществ НКО является его способность концентрироваться на проблемах, присущих определенной территории. Практика показывает, что общественность более охотно взаимодействует и проявляет больше доверия людям, не являющимися представителями органов власти. Это позволяет более углубленно вникать в социальные запросы населения. Кроме этого, число добровольцев превышает число сотрудников уполномоченных органов, что даёт возможность оказывать адресную помощь.  У государственных органов нет возможности глубоко погружаться во все проблемы, поэтому зачастую в их деятельности присутствует формализм. НКО в этом плане гораздо более гибкие и способны адаптироваться практически к любой ситуации». 

«НКО – это то движение, которое рождается объединением людей вокруг какой-то задачи, проблемы.– продолжает Ирина Скрипникова, представитель Общества содействия семьям с детьми-инвалидами, страдающими расстройствами аутистического спектра «Свет надежды».  - У общественников нет основной цели, как в бизнесе, – получение прибыли. Деятельность НКО, если брать в системном проявлении, несёт благополучие не только определенным категориям граждан, но и всему обществу. Общественники занимаются теми слоями населения, которые нуждаются в большей поддержке, чем может предложить государство. НКО облегчает жизнь не только этим людям, но их родным и близким».

 

Трудности НКО

Поскольку НКО частично перенимает функции государства, совершенно естественно, что общественники нуждаются в содействии. К основным формам поддержки относятся гранты, субсидии, льготы, предоставление помещений, оказание информационной помощи. Также эффективным инструментом стала возможность включения организации в Реестр исполнителей общественно полезных услуг. «Для включения в реестр и получения финансирования необходимо заключение о качестве оказываемых услуг. На практике эта процедура связана с определенными проблемами - ведомства либо дают формальные заключения, либо не дают их вовсе,- говорит Константин Бахтин, руководитель арбитражной практики юридической компании «Гебель и партнеры». -  Таким образом, по-прежнему существуют административные препятствия для вхождения в реестр поставщиков социальных услуг, представители органов власти неохотно идут на контакт и привлекают НКО к сотрудничеству.

Недостаточное финансирование – основная проблема, с которой сталкиваются общественные организации. Из неё вытекает следующая – дефицит квалифицированных кадров. Не каждая НКО способна привлекать крупные суммы и системно решать социальные проблемы. Большинство НКО узконаправлены и работают на локальных участках, а для того, чтобы иметь стабильный штат специалистов разного профиля, нужен постоянный спонсор или регулярная поддержка государства.  

«Фонды зачастую не могут привлекать к работе высококвалифицированных и высокооплачиваемых сотрудников, как по финансовым соображениям, так и под давлением общественного мнения, традиционно считающего, что люди, работающие в благотворительности, должны в первую очередь быть волонтёрами, трудиться больше «за идею» чем «за зарплату», -  объясняет Ольга Ващенкова, представитель БФ «Все все вместе».  -  Также можно отметить высокий уровень недоверия граждан НКО, сложившийся за последние десятилетия «дикой» благотворительности. К счастью, в последние годы ситуация здесь налаживается.

Отношение россиян к благотворительности, действительно, улучшилось. В прошлом году Россия поднялась на 30-ю позицию в Мировом индексе благотворительности (World Giving Index), в то время как в 2020-м РФ находилась на 67-й строчке, а в 2017 – на 124-й.  Однако недоверие потенциальных благотворителей к системе пожертвований всё ещё имеет место.  «Наличие развитых НКО, которые работают по стандартам, практически нивелирует тему «токсичной благотворительности» с её «чудесными» непрозрачными схемами, - продолжает собеседник konkir.ru - Официальный благотворительный фонд сегодня очень похож на коммерческую компанию с той лишь разницей, что его учредители не извлекают из деятельности организации прибыли. Помимо очевидной пользы для благополучателей, мы также оплачиваем налоги в фонд государства и создаем дополнительные рабочие места для граждан».

«Есть успешные НКО, которые получают прибыль от своей деятельности. Но не все могут это делать, так как у многих целевой аудиторией являются люди, которые не могут приобретать услуги. – комментирует Ирина Скрипникова, представитель Общества содействия семьям с детьми-инвалидами, страдающими расстройствами аутистического спектра «Свет надежды». - Для того, чтобы команда была устойчивой, её труд должен оплачиваться. На первых порах люди, сплоченные одной идеей, могут продержаться какое-то время. Но в дальнейшем, когда НКО начинает развиваться, появляются насущные потребности: помещение, ремонт, мебель, оргтехника, оборудование. В итоге всё вырастает в достаточно большую сумму, её отсутствие тормозит деятельность. И потому помощь бизнеса в реализации социально значимых проектов очень важна».

 

Связанные одной целью

Не только НКО заинтересованы в поддержке бизнеса. Коммерческим структурам тоже полезно взаимодействие с общественниками. Причём сотрудничестве с благотворительной сферой выходит далеко за рамки маркетинга и PR. Помимо привлечения клиентов и увеличения оборотов продаж за счёт формирования лояльности покупателя, социальная деятельность положительно сказываются на корпоративной культуре: благие дела объединяют и решают проблему текучки кадров.

Есть и сугубо практичная сторона, подталкивающая бизнес помогать НКО. Компания, занимающаяся благотворительностью, может уменьшать налогооблагаемую прибыль на ту сумму, на которую оказывает благотворительную помощь. Кроме того, успешное сотрудничество с НКО сигнализирует потенциальным партнёрам о надежности и серьёзности организации, апартнёрские отношения между общественниками и предпринимателям могут давать последним дополнительные возможности в выстраивании коммуникаций с представителями власти.

«Благотворительность в России ещё находится на стадии своего активного развития, несмотря на то, что существует очень давно, - говорит Ольга Ващенкова, представитель БФ «Все все вместе». - По мировой практике, чем более развиты гражданская и социальная ответственность в обществе, тем лучше и прозрачнее там проработана структура благотворительных организаций. Вследствие этого общий объём денежных и товарных средств, привлекаемых НКО, в разы выше. В свою очередь государство, поддерживая некоммерческие организации, развивает социально важные проекты. Этим оно вносит свой вклад в рост благополучия граждан. Работа НКО заставляет людей чаще задумываться о помощи ближнему и принимать участие в благотворительных мероприятиях разного направления».

НКО менее, чем бюджетные организации связаны правилами и могут позволить себе большую маневренность. У них более лояльная система налогообложения, прозрачные регламенты по приему платежей и их расходованию. Если коммерческая компания своими силами захочет реализовать благотворительный проект, у контролирующих органов могут возникнуть вопросы о нецелевом расходовании средств.   Привлечение официальной НКО в этом плане намного эффективнее. «Есть частные компании, которые фактически специализируются на работе с НКО. Поэтому если бизнес начинает с безвозмездной помощи какой-то организации, близкой ему по ценностям, то потом он может рассчитывать даже на реализацию своих бизнес-интересов через работу с сектором НКО, - объясняет Юлия Соболева, представитель Центра зоотерапии «Дверь в лето». - Как бы ни ругали государство, оно довольно много делает для социально незащищенных слоёв населения».

Ежегодно на конкурсной основе Фонд президентских грантов выделяет порядка 5 млрд рублей на развитие социальных проектов. Если на заре своей деятельности в НКО работали исключительно энтузиасты, то сегодня в них реализуют программы такие же профессионалы, как и в бизнесе. «Многие профессионалы устали от стереотипных, типовых проектов,- продолжает эксперт. - Возможность зарабатывать и параллельно делать жизнь конкретных людей лучше привлекает специалистов. В НКО перетекли многие профессионалы из бизнеса и государственных структур. Это управленцы, специалисты по PR, люди помогающих профессий. Благодаря им сектор НКО стал наращивать обороты и расширять связи с бизнесом. НКО стали массово заказывать услуги и товары, ассортимент их довольно широк. Наиболее востребованы услуги в сфере пиара, обучения, IT-решений».

Вместе с тем, несмотря на позитивные изменения, учитывая размер страны, разнообразие тем, требующих внимания, и количество нуждающихся в помощи, не всё можно решить с помощью госаппарата. За последний год ситуация осложнилась -  сократился объём средств, которые идут в сектор.  Согласно исследованию ВШЭ, которое приводит издание «Ведомости», 46% россиян ни разу не сделали пожертвований, 35% делали это редко, 7% – только однажды. Регулярно жертвует деньги в той или иной форме лишь каждый десятый гражданин (12%). К сокращению пожертвований добавилось урезание  бюджетов грантовых конкурсов и финансирования из-за рубежа.

У многих НКО есть ресурсы и компетенции, чтобы зарабатывать самостоятельно, - считают эксперты, опрошенные konkir.ru,  при этом отмечая, что в погоне за прибылью есть риск целиком уйти в бизнес и повредить социальной составляющей.

 

Александра Корнева

Фото: pexels.com

 

 

Популярные