На фоне резонансных налоговых дел, заведённых на ряд российских интернет-звёзд, в российском обществе обсуждают вопрос о регуляции блогосферы. Кто такие блогеры? Нужны ли для их работы дополнительные законы? Могут ли авторы сетевых каналов быть прямыми конкурентами традиционным СМИ? Разбираемся в этом материале на портале – konkir.ru
Блогеры стали неотъемлемой частью медиамира и доносят свои мнения до мира реального через социальные сети и видеохостинги. Самые популярные из них определяют моду, становятся лидерами мнений и влияют на массовое сознание общества.
Иногда в Сети можно встретить более оригинальный, интересный, разнообразный и объективный взгляд на происходящее, чем предоставляемый традиционными СМИ, считает коммерческий директор НИИ Развития Народного Образования и руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений» Эмиль Ахундов: «Блогеры часто выступают как «одноранговые» со своими подписчиками, имеют более простой язык общения и часто говорят на молодёжном жаргоне. Они часто отбирают актуальную тематику и обсуждают её легко и доступно для широкой аудитории. Например, говорят о том, что волнует их самих, что их интересует или нравится».
Многие пользователи предпочитают следить за новостями на платформах с визуальным контентом, например, youtube, Instagram* или tiktok. Короткие ролики reels или более продолжительные видеостримы заменяют для них новости по телевидению. Почему такой формат стал особенно популярным у молодёжи – объясняет журналист и международный спикер Юлия Корчагина-Озджан: «У них [новых поколений] клиповое мышление, что значит, что они воспринимают информацию в основном визуально, поэтому для них проще всего воспринимать короткие ролики в тик-токе или на Ютубе. СМИ не являются для них лидерами мнений, для них проще и легче понять их сверстника, поскольку он говорит их словами и переживает эти же эмоции. Он свой, он понимает».
Блогеры доступны и их легко найти в Интернете, именно в той среде, где многие молодые люди проводят большую часть своего времени. Сетевой формат вещания позволяет стать ближе к аудитории: авторы общаются со своими подписчиками напрямую, обмениваются мнениями в прямом эфире и обсуждают факты в режиме онлайн. Для России, где все крупные СМИ аффилированы с государством и, как правило, отображают только одну популярную точку зрения, интернет-площадки становятся особенно востребованными и актуальными.
«Блогеры дают возможность молодёжи взаимодействовать с ними, задавать вопросы и быть более вовлечёнными в процесс. <…> блогеры могут предоставлять информацию, которую традиционные средства массовой информации не могут показывать из-за политической или моральной цензуры, - говориткандидат социологических наук, доцент кафедры «Менеджмент и общегуманитарные дисциплины» Липецкого филиала Финансового университета при Правительстве РФ Тимофей Башлыков: - Серьёзные новости, политика и деловая информация обычно транслируются через крупные телерадиоканалы и печатные издания, которые имеют больше ресурсов и больший вес в медийной сфере. Однако при распространении более лёгкого, развлекательного контента, блогеры могут быть привлекательнее для аудитории, особенно для молодых людей».
По словам директора по связям с общественностью компании «Профит Маркетинг» Станислава Скопылатова важную роль в популярности блогеров играют гаджеты: «Технологии меняют мир и способы подачи информации в том числе. Всё больше людей черпают информацию из гаджетов. Люди выбирают то тематическое наполнение своей ленты, которое они хотят сами, получают его в любое время и в удобном формате. <…> Человеку с широким кругозором, который сам решает, что ему интересно на данный момент времени, гораздо проще открыть интернет и найти там всю нужную ему информацию, будь то фильм, сериал, познавательная телепередача, шоу, спортивная трансляция или документальный фильм. <…> Пользователь не привязан к жёсткому времени и может посмотреть нужную информацию в любой момент».
Традиционные СМИ остаются доминирующими способами получения информации у россиян, но тенденция такова, что доверие к телевидению, радио, газетам снижается год от года. Интернет, особенно в среде молодых людей, играет всю большую роль как способ получения новостного контента. Блогеры в этой конкуренции занимают ведущие позиции и по мере развития технологий и социальных сетей получат ещё большее влияние. Но можно ли считать блогеров прямыми конкурентами привычных СМИ?
«Блогеры уже выиграли в инструментах коммуникации и информационном давлении. Они смогли создать аудиторию, которая слушает их мнение и следит за ними в социальных сетях, - рассказывает руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений» Эмиль Ахундов, - Однако это не совсем то же самое, что и конкурировать с традиционными СМИ. Традиционные СМИ имеют историю, положение на рынке, формальные критерии качества и, возможно, высокую экспертизу содержимого».
С этой точкой зрения согласен директор по связям с общественностью компании «Профит Маркетинг» Станислав Скопылатов: «Социальные сети и блогеры не станут альтернативой СМИ. Они станут одним из видов СМИ. Подобно тому, как газеты не исчезли с появлением радио, а радио не сгинуло с развитием телевидения, статус социальных сетей в качестве средства массовой информации не приведёт к исчезновению их более ранних видов. Баланс установится по мере адаптации всё большей доли населения к более гибкому и разнообразному способу подачи информации, характерному для интернет-площадок. При этом сами каналы в социальных сетях будут приобретать форму традиционного СМИ».
Кто живёт в блогосфере?
Авторов блогерского контента можно классифицировать по нескольким признакам, поясняет кандидат социологических наук Тимофей Башлыков: «Они могут быть специализированы на определённой теме, такой как мода, кулинария, путешествия, кино, спорт, психология и т.д. По типу контента: <…> фото, видео, записи аудиодневника, статьи, обзоры и т.д. По платформе: <…> блог-хостинги, социальные сети – YouTube, Instagram*, Twitter и т.д.»
К слову, самые большие охваты у авторов тем: «путешествия», «красота», «мода и шопинг». Но это, разумеется, далеко не всё о чём вещают в Сети и современная блогосфера представлена специализированными каналами, пожалуй, в любой области.
«Например, некоторые проводят обзоры продуктов и услуг, к ним можно отнести бьюти-блогеров. Есть геймеры, которые рассказывают о компьютерных играх и часто проводят стримы, - даёт свою классификацию директор по маркетингу платформы sponsr.ru Антон Григорьев, - Одни создают контент на темы путешествий или кулинарии, другие являются экспертами в определённой области и предоставляют аналитические материалы. Есть блогеры, создающие образовательный контент, который помогает молодежи узнать новое и заинтересоваться наукой. Блогеры из этих групп могут быть компетентными и даже серьёзными учёными с научными степенями, могут быть некомпетентными, но привлекать интерес зрителей своей харизмой. К другой категории относятся инфоцыгане, продавцы информационных продуктов, которые не предоставляют никакой практической пользы. Они обещают финансовый рост, духовное просветление и просто «успешный успех», но на деле предоставляют только общедоступные знания».
«Блогеры-«журналисты», которые имеют дело с серьёзными новостями, имеют круг знакомых в профессиональной среде журналистики и выполняют серьёзное редактирование в своих материалах, - продолжает этот список руководитель проекта «Фабрика лидеров мнений» Эмиль Ахундов, - Аналитические блогеры, которые умеют делать выводы, используют дополнительные материалы, ссылки на источники и экспертов и т.д.»
Весной 2023 года на популярных российских блогеров стала заводить дела ФНС. Оказалось, что некоторые звёзды уклоняются от уплаты налогов, причём суммы недоплат гигантские. С начала марта уголовные дела возбуждены против Валерии Чекалиной (по версии службы уклонялась от уплаты налогов на сумму более 300 млн рублей), Александры Митрошиной (120 млн рублей) и Елены Блиновской (более 900 млн рублей).
На причастность к неуплате налогов и отмыванию денег проверяют ещё десятки блогеров-миллионников. Известно, что в особом списке ФНС Инстасамка, Гусейн Гасанов, Егор Крид, Регина Тодоренко, Оксана Самойлова, Дина Саева, Виктория Боня, Самира Мустафаева, Надин Серовски, Гоар Аветисян, Анастасия Миронова, Екатерина Усманова, Вероника Хацкевич и другие.
Нужны ли дополнительные законы?
Заработок с помощью блогинга удобен. Человек независим в принятии решений, на него влияет только аудитория и средства рекламодателей. Не нужно договариваться с продюсерами СМИ о времени выступлений и их формате. Не нужно взаимодействовать с редакторами. Работаешь, когда это удобно и как тебе хочется. Когда твой инструмент распространения информации интернет – не нужно ждать или добиваться приглашений на крупные каналы и топовые передачи.
Впрочем, это не значит, что блогер находится вне правового поля. Как и на любых граждан, на них распространяются законы страны, в которой ведёшь свои дела. Нужно ли какое-то специальное государственное регулирование блогосферы? По мнению декана факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергея Гатауллина такой вопрос назрел: «В свете последних разоблачений незаконной блогерской деятельности по неуплате налогов, проект закона о статусе блогеров приобретает особую актуальность. Объём рынка нативной рекламы и инфлюенс-маркетинга продолжает расти и по итогам прошлого года составляет десятки миллиардов рублей. Эту деятельность необходимо направить в правовое русло, с учётом того, что часть создаваемого контента является откровенным информационным мусором инфоцыган и псевдоаналитиков».
Между тем, чего в российском законодательстве предостаточно, так это различного рода запретов и «регулирований». Например, деятельность инфоцыган, бизнес-тренеров, психологов, астрологов, лжеучёных и «педагогов» подпадает под нормы закона «О просвещении», работа аналитиков в новостном, публицистическом или любом общественно-политическом формате – под «закон о СМИ», а налоговая служба, как видим, неплохо справляется с экономической стороной блогерского труда.
Не будет ли дополнительное регулирование блогерского сегмента излишним и не приведёт ли оно к ограничениям свобод? Декан факультета «Цифровая экономика и массовые коммуникации» МТУСИ Сергей Гатауллин признаёт, что такая опасность существует: «Обратной стороной может стать излишнее регулирование информационного поля сети, которое всегда олицетворяла широту и плюрализм мнений. Поэтому для обсуждения законопроекта о блогерах необходимо задействовать как представителей блогосферы и регуляторов, так и представителей общественных организаций, с целью создания системы правил, принимаемой, а не навязанной гражданскому обществу».
Накануне вопрос о создании специального регулирования каналов в Telegram высказался глава Совета по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) при президенте России Валерий Фадеев: «Здесь нужен анализ: если нарушений со стороны телеграм-каналов значительное количество, тогда нужно думать о введении телеграм-каналов в законодательное поле, подобное СМИ, но здесь нужно принять осмысленное решение»(цитата ТАСС).
По словам Фадеева многие каналы работают по принципу традиционных медиа, создавая похожие на редакции структуры, однако соответствующее законодательство на них не распространяется, а система предупреждения со стороны Роскомнадзора на них не действует.
Также до сих пор нет даже юридического определения, что понимается под термином «блогер» и, что включает в себя деятельность этих персон. Контролирующий сферу орган – не определён.
Но даже если начать заниматься регулированием, встаёт вопрос: каким образом это сделать? Интернет не принадлежит какой-то одной стране и если закон в одном государстве блогера не устроит, ничто не мешает ему начать работать анонимно или в юрисдикции с более лояльным законодательством.
Журналистам требуется время, чтобы проверить информацию, профессионально обработать, учитывая формат, закон и этические нормы. А блогеры могут публиковать контент без оглядки на правила морали и возможные санкции Роскомнадзора.
Поэтому набирающая обороты конкуренция между блогосферой и традиционными СМИ несправедлива, прежде всего, по отношению к работающим официально. Редакции уступают блогерам в скорости предоставления контента, а в некоторых случаях даже в самой возможности его предоставлять.
Instagram* - принадлежит Meta, которая в РФ признана экстремистской и запрещена.
Игорь Прусаков
Фото: Vika Strawberrika (unsplash.com)