USD 58,89 ₽
EUR 60,90 ₽

Киберсекс, наркотики и страх неизвестности. Структура Роскомнадзора оценила риски прогресса.

2 февраля 2022

Структура Роскомнадзора выпустила доклад о рисках метавселенных. У журналиста konkir.ru Игоря Прусакова сложилось субъективное впечатление, что авторы документа не особенно старались.

Вслед за регуляцией криптовалютного рынка, российские власти задумались о контроле процессов в метавселенных. Подразделение Роскомнадзора «Научно-технический центр ФГУП ГРЧЦ» опубликовало на своём портале соответствующее исследование: «Метавселенная: возможности и риски новой реальности»

Как известно, страх порождается неизвестностью и отсутствием знаний причинно-следственных связей. Поэтому главным риском развития платформ виртуальной реальности, по мнению экспертов структуры Роскомнадзора, можно назвать непонимание прогресса: «Технология представляет собой множество неизвестных в связи с неоднородностью политики безопасности во всех сервисах новой технологии», - сообщают авторы доклада.

Попробуйте вникнуть в эту фразу с повтором: «Технология … во всех сервисах новой технологии» и понять. Вряд ли получится и у вас. Впрочем, доклад богат не только на страхи и повторы, но и поверхностные суждения. Авторы докладывают, что опасаются падения морали: «Трансформация восприятия имеет значительное культурное влияние на общество и изменение поведения в обществе, в том числе приводя к снижению значимости норм морали и этики за счет использования виртуального аватара. Это особенно верно в отношении наиболее уязвимой группы новой метавселенной – детей».

Мало того, что этот абзац зачем-то также продублирован в выводах, так ещё и отдалённо напоминает формулировку иска Петербургского цензурного комитета после публикации книги Ивана Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1866 г.): «…все акты психической жизни человека объясняются чисто механическим образом. Эта материалистическая теория, приводящая человека, даже самого возвышенного, в состояние простой машины (…) ведёт положительно к развращению нравов».

Из-за небрежности и поверхности доклада «Научно-технического центра» у читателя, знакомого с темой метавселенных, создаётся впечатление, что авторы изучили вопрос не детально и просто подводят основу под необходимость запрета или жёсткого контроля чего-то, в чём сами ещё не особенно разобрались.

И это, конечно, выглядит очень логично и даже человечно. Неизвестность пугала людей со времён палеолита, а всё непонятное, разумеется, необходимо контролировать. Иначе пострадают самые дорогие – наши дети. Несмотря на все тематические недоработки, непревзойдённое мастерство авторов доклада в манипуляциях запугиванием – производит впечатление.

Опасностью названы даже виртуальные аватары. «Проблема идентификации аватаров также делает уязвимыми личность и личные данные для копирования, стирания и манипулирования». Также присутствует намёк, что использование «расширенной реальности (XR), чтобы позволить пользователям ощущать тактильные импульсы на своём теле, имитирующие ощущение прикосновения» несёт угрозу в виде занятия киберсексом с несовершеннолетними.

На Госуслугах киберсекса, как известно, нет. Однако можно напомнить о многочисленных утечках и взломах правительственного портала с персональной информацией граждан. Любопытно, какие ещё более личные данные может содержать аватар метавселенной?

В «Научно-техническом центре ФГУП ГРЧЦ» боятся и новых форм виртуальной политической активности. Там опасаются сплочённых групп, которые через метавселенную будут отстаивать свои реальные социальные интересы и проводить цифровые политические кампании и забастовки.

Почему нельзя отстаивать интересы и протестовать (даже виртуально) специалисты ФГУП ГРЧЦ не уточняют. Впрочем, властям нет смысла бояться виртуальных протестов, ведь у них будет возможность отправить разгонять несанкционированный электронный митинг киберказачество или создать для этого новую структуру – Цифросгвардию. К слову, фабрики политических троллей в соцсетях изобретены давно, а иммунитет против орд интернет-нечести у государственного организма уже должен был появиться.

Есть риски создания виртуальных магазинов, предупреждают эксперты «Научно-технического центра», в том числе запрещенных веществ. А доминирование в метавселенных цифровых валют нарушит политические границы (поскольку налоговые кодексы и правила не смогут регулировать цепочки продаж).

Впрочем, не упомянуто, что магазины запрещённых веществ существуют в Интернете уже много лет и без метавселенных. По этому направлению более пугающим выглядит неэффективность работы правоохранительных органов. А разработкой правил регуляции криптовалют сейчас занимаются в целом ряде российских ведомств во главе с Минфином.

И если в будущих правилах останется дыра в виде возможности бесконтрольно обмениваться криптовалютой через метавселенные, то никакая регуляция уже не понадобится, обмениваться токенами через виртуальность будут все. При этом запретить метавселенные у властей получится только в том случае, если удастся остановить прогресс.

Появление нового уровня экономики со всеми вытекающими последствиями – одно из неизбежных следствий развития метавселенных. Мы рассказывали об этом в статье «Кто будет стричь электроовец?»

Экономика виртуальности будет основана на технологиях создания уникальных токенов (NFT). Это может быть как разновидностью криптовалюты, так и виртуальными предметами или недвижимостью. Продажи последней только в четырёх самых крупных метавселенных превысили полмиллиарда долларов в 2021 году, сообщает CNBC.

Одни эксперты называют происходящее финансовой пирамидой, а другие считают, что технологии блокчейна и NFT позволит сделать виртуальные объекты незаменимыми и дефицитными. Сумма в $500 млн. рассчитана по данным «большой четвёрки» — Sandbox, Decentraland, Cryptovoxels и Somnium. При этом неучтены продажи виртуальной земли в десятках метавселенных поменьше.

Девятикратный всплеск продаж в прошлом году вызвал ребрендинг компании Facebook на Meta, чтобы показать сосредоточенность на создании и лидерство в развитии метавселенной. Компания Марка Цукерберга объявила об основании фонда для финансирования исследований и программ по разработке виртуального мира, а также о найме 10 000 специалистов, которые станут работать над воплощением платформы нового типа.

Вслед за Facebook о разработке собственной метавселенной объявила Microsoft. Для начала компания добавит в свой сервис видеоконференций Teams трёхмерные аватары пользователей и виртуальные пространства для коллективной работы и общения.

Первой российской организацией, объявившей о создании своей метавселенной, стал Якутский разработчик игр MyTona с приложением Mytonaverse. По словам сотрудников компании, их сервис «даёт ощущение, наиболее приближенное к реальному общению: в нём уже можно проводить виртуальные собрания, путешествовать по разным социальным мирам и устраивать вечеринки с друзьями».

Объём продаж недвижимости в метавселенных в январе 2022 уже превысил $85 млн. При таких темпах к концу года продажи достигнут почти $1 млрд. BrandEssence Market Research оценивает рост рынка недвижимости метавселенных более чем на 30% ежегодно в перспективе ближайших шести лет. И это без учёта технологических прорывов в отрасли.

Игорь Прусаков

Популярные