USD 66,40 ₽
EUR 69,44 ₽

Игра до 10%. Ритейлеры вводят самоограничение наценки на базовые продукты.

12 января 2022

Два крупных российских ритейлера предложили ФАС самостоятельно ограничить наценку на продукты первой необходимости до 10% в течение года. По мнению экспертов такая «игра на опережение» выгодна и сетям, и государству. Однако может быть, что компании приняли решение под давлением чиновников.

Торговые сети X5 Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик») и АО «Тандер» («Магнит», «Дикси») предложили Федеральной антимонопольной службе самостоятельно ограничить наценку на социально значимые продукты, сообщает «Коммерсантъ». Ритейлеры обязуются до конца 2022 не поднимать цену на базовые товары более чем на 10%.

В X5 Group заявляют, что меры вступают в силу во всех магазинах сети 12 января и коснутся свыше 20 категорий. Компания будет составлять перечень конкретных товаров каждый месяц, в который поместит позиции с минимальной закупочной ценой (овощи «борщевого набора», макароны, хлеб и гречка) вне зависимости от веса, сорта и упаковки. Товары с ограничениями наценки выделят на полках, а все торговые расходы покроются за счёт компании.

В свою очередь АО «Тандер» ограничит в наценке около 200 позиций из 25 категорий базовых продуктов. Среди них также овощи «борщевого набора», хлеб, вермишель, гречка, а также молоко и сливочное масло.

В X5 Group призывают к подобному самоограничению других участников рынка, обращая внимание, что эффект от инициативы будет ощутимее, «если к ней присоединятся другие ритейлеры, а также производители и поставщики». В «Ленте» и Metro ситуацию пока не комментируют. А в «Ашане» сообщили, что и так применяют минимальную наценку на ряд базовых продуктов, а некоторые товары продают даже ниже закупочной стоимости.

В Минпромторге заявили, что ранее действительно обсуждали с сетями «возможность установления максимальной наценки на базовые товары на уровне не более 10%». В Антимонопольной службе соответствующие предложения от ритейлеров получили и сейчас изучают их.

Сети всё равно получают минимальную прибыль от товаров первой цены, считают эксперты. Играя на опережение, компании идут навстречу регулятору и гражданам. Кроме того, инициатива может стать хорошей рекламой и привлечь в магазины дополнительных клиентов.

Напомним, по данным Росстата продукты питания подорожали в прошлом году серьёзнее остальных категорий товаров (почти на 11%), что стало одной из причин высокой инфляции. Ситуация вынудила антимонопольные органы обратить внимание на ценообразование ритейлеров и проверить компании на предмет сговора. Нынешнее решение принято участниками рынка именно по рекомендации ФАС.

В конце прошлого года регулятор отчитался, что не обнаружил нарушений, однако договорился с сетями о предоставлении ими информации о закупочных и полочных ценах на ряд продуктов для анализа наценок. Кроме того, представителей компаний неоднократно вызывали на совещания. Источники Forbes рассказывали, что встречи носили «нравственно-политический характер». В случае отказа содействовать властям, ритейлеров предупреждали о вероятности принятия закона, который официально ограничит наценку на продовольствие.

Представители торговых сетей отвечали, что «регулирование ценообразования - это пагубная история для торговли», снизив цены в одном сегменте расплачиваться придётся повышением в другом. Очевидно, что некоторые компании не смогли сопротивляться давлению чиновников, тем более под угрозой оборотных штрафов от ФАС.

На фоне нынешнего экономического кризиса в обществе возобновилось обсуждение ввода продовольственных карточек. Ещё восемь лет назад Минпромторг предлагал зачислять малообеспеченным гражданам средства на специальные карты с разрешением покупать на них продукты только определённых позиций.

В 2021 году введение продуктовых карточек предлагалось экспертами, общественными деятелями, отраслевыми ассоциациями и депутатами нижней палаты парламента. Между тем, летом прошлого года Госдума соответствующий законопроект отклонила.

Игорь Прусаков

Популярные